История Русской Православной Церкви от эпохи Петра до 20-х годов ХХ века, страница 31

Если же  говорить  о  самом  русском  обществе,  то нужно отметить, что  явный  отход  от  традиционной  веры  произошел только в   верхних   слоях  дворянства,  но  ввиду  недостатка духовного просвещения эта негативная тенденция имела  место  и среди простого народа. Во многом это было связано с положением духовенства. Ввиду его плохого материального обеспечения  стал развиваться обычай,   когда   приходы  стали  передаваться  по наследству -  иногда  к  сыновьям,  иногда   к   зятьям.   Это неблагоприятно сказывалось  на  составе  духовенства и системе образования. Священников обучали совсем не тому,  что было  им нужно в   их   пастырской   деятельности.  Вся  эта  латинская схоластика, построенная сначала на Аристотеле в трактовке Фомы

Аквинского, затем  был крен в сторону протестантизма,  когда в основу преподавания философии были положены немецкие  философы

(что оказывало влияние и на богословие), во многом интересные, но не вполне гармонировавшие с Православием. Это вело к отрыву духовенства от    народа    и    превращению   священников   в требоисполнителей.

Окончательно была ликвидирована и выборность духовенства.

Это было очень неоднозначное явление,  которому,  к сожалению, способствовал один  из  выдающихся иерархов митрополит Платон.

Раньше сельские приходы  могли  сами  подыскивать  кандидатов, которых рукополагали.  Здесь же,  опасаясь того, что крестьяне будут выдвигать  себе  подобных,  а  образованное  духовенство останется без приходов (что в действительности и имело место),

................................ которое все-таки  сохранялось во многих  на  местах до конца 18 века,  было отнято.  И когда к митрополиту Платону пришли жаловаться на  нарушение  древней традиции, он  ответил:  "Ваше  дело пахать,  а мое - вам попов ставить".

Все это не очень явно, не очень быстро, но способствовало определенному упадку  в  низших  слоях  религиозного  русского общества и  духовенстве.  Благие  плоды возрождения монастырей еще не успели  сказаться  -  наоборот,  пока  еще  проявлялись негативные последствия   их  закрытия.  Что  касается  высшего дворянского общества,  то там примерно в конце 19  века  стали появляться первые  мысли  о  возрождении  интереса к отеческой вере и традициям Православной  Церкви,  но  поначалу  это  шло трудно. Во многом это было проявлением национального чувства и ввиду того,  что дворянство  и  духовенство  оказались  людьми совершенно разных    культур.   Поэтому   дворяне   не   могли воспользоваться  теми  духовными   традициями,   которые   еще сохранялись   наиболее  выдающимися  представителями  русского духовенства. Но  отдельные  представители  дворянства  хранили традиции благочестия  неповрежденными.  Здесь  надо  вспомнить замечательного деятеля   18   века   Александра    Васильевича

Суворова, строгого  ревнителя православного церковного устава, за что и подвергался насмешкам Потемкина. Все его чудачества и выходки при   дворе   как   раз   и   были   реакцией  глубоко православного человека на придворный разврат.

07.10.96.

Л Е К Ц И Я  5

Мы говорили о том, что в Русской Православной Церкви была осуществлена реформа,    в    результате   которой   образован коллегиальный орган   -   Святейший    Синод.    Думаю,    что окончательную оценку  всего  этого  периода  нужно будет дать, когда мы будем  говорить  о  восстановления  патриаршества  на соборе 1917-18  гг.  В  последние  же годы 18 и первые годы 19

века видно,  что фактически  эта  реформа  привела  к  некоему параличу действий РПЦ как раз в отношении всего, что позволяло бы ей   как-то   воздействовать   на   исправление   народной, государственной жизни именно в православном духе. Вместе с тем иерархи в Синоде не имели достаточных возможностей,  чтобы  не допустить канонических  и  догматических отступлений,  которые бы изменили природу Православной Церкви.  Деятельность  одного из первых   обер-прокуроров   Яковлева,  пришедшего  при  царе

Александре I,  очень ярко иллюстрирует характерные особенности этого периода, которые проявлялись и впоследствии.