История Русской Православной Церкви от эпохи Петра до 20-х годов ХХ века, страница 136

демократии,  созданной  под давлением петроградских толп,  или чего-то иного.  Только  лучшие  представители  духовенства  могли  открыто  не поддаваться   таким  настроениям.  В  частности,  митрополит  Вениамин

Федченков,  тогда  архимандрит,  преподававший  в  Тверской   Духовной

Семинарии,  отказался  подписать  адрес Временному правительству,  где выражалась радость по поводу падения векового угнетения.  Он  говорил, что  происходящее наводит его на грустные размышления о будущем страны и Церкви.

Однако несмотря  на  то,  что  таких  адресов было много,  не все духовенство разделяло подобные настроения. Среди епископата было много людей,  смотревших на все так же,  как смотрел митрополит Вениамин. Но событие,  которое сейчас  мы  считаем  очень  знаменательным  в  нашей церковной  истории  (в день отречения было явление иконы Божией Матери


- 3 "Державная")    и    которое    впоследствии    церковное     сознание интерпретировало так,  что Матерь Божия Сама взяла на Себя попечение о

России, в тот момент не получило правильной оценки.

Несмотря на   поддержку,   у  Временного  правительства  не  было никакого доверия к духовенству и Церкви.  Это правительство  с  самого начала  своих  действий  вышло  далеко  за  рамки  тех демократических принципов,  которые  им  же  провозглашались.  Нужно  было  бы   ждать

Учредительного  собрания  и  предоставить  полную  свободу  всем,  кто согласен подчиняться какому-то порядку и  признавать  власть  того  же

Временного  правительства,  чтобы  иметь  возможность  узнать народную волю.  Но с первых же дней запрещаются все  монархические  издания,  и политическая   деятельность  монархистов  становится  невозможной.  Не дожидаясь Учредительного собрания,  издают  ряд  законов,  которые  не должны  были  бы издаваться Временным правительством.  Конечно,  можно считать некоторые законы устаревшими и пытаться их как-то смягчить, но как  минимум  неразумно издавать закон о равноправии всех религий,  не дожидаясь Учредительного собрания.  Тем не менее это  стало  одним  из главных направлений в деятельности ВП. Безусловно, это и многие другие решения не отвечали сознанию подавляющего большинства народа.  Если бы главные  вопросы  бытия  страны  решало  не Учредительное собрание,  в которое иногда люди могут пройти на  основании  важных,  особенно  для большинства народа, соображений, но по другим очень коренным вопросам, сильно с ним расходящимся.  Допустим,  тогда  для  крестьянства  очень важен  был  вопрос  о  земле:  людям хотелось получить земли как можно больше и как можно меньше за это заплатить, а лучше вообще не платить.

Такого  рода  соображения  и  тогда,  и  впоследствии  могли оказаться решающими.  Но это не значит, что подавляющее большинство крестьянства было  бы  против  монархии,  если бы устроили референдум,  или что оно одобрило бы равноправие  всех  религий.  То  есть  некая  нечестность, интриганство  были  присущи  Временному правительству в самом начале и возводилось на очень высокую ступень.

Очень боялись  какой-то  организованной  силы,  которая  могла бы помешать  на  пути  строительства,  как   тогда   выражались,   нового справедливого  общества,  причем все эти якобы высокие принципы должны были навязываться народу не совсем честным способом.  Так что с самого начала ВП стремится,  с одной стороны,  удалить опасных представителей духовенства  (в  первую  очередь  епископата),  с  чьей  стороны   оно опасается  встретить  какое-то  противодействие,  а  с другой стороны, привести к власти в Церкви тех либеральных священников, на которых оно могло бы опереться.

В этих условиях давление на  иерархию  и  тем  самым  на  Церковь достигает  невиданных  при  самодержавии (начиная с синодальной эпохи)

размеров.  Ни один царский обер-прокурор не позволял  себе  того,  что позволяет  себе  обер-прокурор  -  племянник премьер-министра Владимир