История Русской Православной Церкви от эпохи Петра до 20-х годов ХХ века, страница 2

Другая крайность  -  впечатления   Павла   Алеппского,   спутника

Антиохийского патриарха,  который пишет,  как тяжело ему было во время пребывания  в  России  присутствовать  на  бесконечных  Богослужениях, чрезвычайно     утомительных    из-за    их    продолжительности.    В

действительности в России церковные службы  в  то  время  продолжались дольше  и было много любителей Богослужений.  Но было и такое явление, как многогласие, с которым боролись патриарх Никон и протопоп Аввакум, когда для ускорения службы в разных углах церкви читались разные части

Богослужения.  Так что отнюдь не все русские были такими уж любителями

Богослужения, как показалось Павлу Алеппскому.

Тем не менее оба  документа  представляют  определенный  интерес, потому  что их авторы честно и искренне излагают свои впечатления.  Но придавать им по отдельности особое значение не стоит.

В связи  с  тем,  что  вопрос  о разграничении материала ставится по-новому в сравнении с предыдущими периодами истории Русской  Церкви, вспомним,  что писал о.  Сергий Мансуров - священник, историк - о том, что должно входить в церковную историю ("Очерки по истории Церкви"):

"Первое место  в  истории  Церкви  должно  принадлежать тем,  кто непосредственно жизнью и учением соответствует ее назначению.  Главная задача  Церкви  -  создавать  Тело  Христово,  Царство Божие на земле, одушевленное Духом Святым.  Отсюда главными лицами  в  истории  Церкви являются те, кто сами ко Христу стремились и достигали, себя соединяли со Христом и во Христе единым благодатным  предуказанным  в  Евангелии учении апостольском в единое Царство Тела Христа".

О.Сергий отмечает:  не нужно беспокоиться, что при этом церковная история  станет  как  бы совокупностью житий святых и только при таком взгляде все события,  факты церковной  истории  займут  свое  место  и получат надлежащее освещение.  Нехорошо,  когда на первый план выходят истории ересей или других церковных общественных событий, но, с другой стороны,  это не значит,  что эти события должны быть опущены.  Потому

- 3 что в действительности,  как говорит о.Сергий,  не нужно беспокоиться, что  при  этом  церковная история станет,  попросту говоря,  собранием житий святых.  Если бы это было так,  это уже  была  бы  не  церковная история.  Чтобы  понять  это,  достаточно  вспомнить,  что  главной  и образцовой исторической книгой является Библия,  где вовсе не об одних только   пророках   и   праведниках   идет  речь.  Всякие  отступления ветхозаветного народа от Бога и наказание за эти грехи  от  Бога  тоже являются предметом церковной истории.  Поэтому многие события светской жизни,  хотя и не принадлежащие прямо к церковной  истории,  если  они сильно  влияли  на духовную,  христианскую жизнь,  ни в коем случае не должны выпадать из области церковной истории.

О.Сергий Мансуров  предлагает  некий  список для каждой эпохи тех основных святителей, жития которых особенно ярко и полно характеризуют эпоху. Есть у него такие списки и по данному периоду, хотя в то время, когда он писал,  многие ныне святые еще  не  были  причислены  к  лику святых  (например,  святители  Феофан Затворник,  Игнатий Брянчанинов,

Филарет Московский). На экзамене вам потребуется знание основных дат и главных святых церковной истории.

Перейдем к Синодальному  периоду.  Как  известно,  реформы  Петра привели к резким переменам в жизни как гражданской,  так  и  церковной.  Перемены  эти  оцениваются разными  людьми  по-разному.  Более  правильным  мне представляется не оценивать всю Петровскую реформу в целом.  Лично  для  меня  ответ  на вопрос о том,  вредна или полезна была церковная реформа,  проведенная