История Русской Православной Церкви от эпохи Петра до 20-х годов ХХ века, страница 196

Ярославль и вел переговоры.  Здесь становится ясно, почему не дававшая никаких прав записка была нужна,  потому что если бы приехал, попросту говоря,  священник и стал бы рассказывать, какие условия нужно владыке выполнить,  чтобы  можно  было  сделать  то-то  и  то-то,  он  мог  бы отказаться от разговора.  А здесь можно было говорить,  что вот,  мол, нам поручили принять канцелярию,  но мы можем это сделать, только если вы выполните определенные условия.  То есть люди,  которым дано  такое поручение,  уже могли обращаться с советами, а фактически это означало


- 10 некие переговоры.

Но стало ясно,  что никаких шансов привлечь владыку Агафангела на их сторону нет,  поэтому чтобы его  подтолкнуть,  а  может  быть,  под воздействием   ГПУ   они   совершили   то,  что  называется  церковной революцией: вместо того чтобы принять канцелярию, стали создавать т.н.

Высшее  церковное  управление  и привлекли для этого епископа Антонина

Грановского,  который находился на покое и был известен  как  человек, стремившийся к ряду богослужебных реформ радикального характера. Он не только выступал с  их  пропагандой,  что  никому  из  православных,  в принципе,  не запрещено (чтобы привлечь в Церковь верующих, можно было бы  разрешить  или  повсеместно  ввести  те  или  иные   богослужебные изменения), но он их вводил в церковную практику, так что все это было патриархом  запрещено.  Иногда  высказывается  мысль,  что   все   эти изменения  с точки зрения канонов были самочинны и потому недопустимы, но в принципе это был талантливый литургист и  они  для  Церкви  могли принести большую пользу.

По всей видимости,  и это тоже  не  так,  как  показало  развитие событий,  потому  что,  может  быть,  в самые первые месяцы революции, когда народ был охвачен пафосом изменения и всюду с радостью встречали такого  рода  реформы,  и  то  в  Церкви подобные настроения не так уж широко распространялись,  может быть, тогда такого рода деятельность и могла  кого-то  привлечь  или  удержать.  Но  после того как революция привела к  стольким  бедам,  наоборот,  все  ко  всяким  новшествам  и реформам  относились крайне отрицательно,  всем было важно чувствовать через Церковь связь с историей,  со стариной. Поэтому пропагандировать такого   рода  изменения  означало  полное  нечувствие  действительных народных настроений,  как  это  и  показало  развитие  обновленческого движения.

Но вот они создали свое самочинное Высшее церковное управление  в условиях  растерянности значительной части московского духовенства,  в особенности после этого жестокого  приговора,  и  многие  особенно  не стремились разбираться в их полномочиях.  Очень важно было,  как к ним отнесутся в Петрограде,  и был командирован  один  из  старших  членов этого  Высшего  церковного управления (формально его возглавил епископ

Антонин,  а  Леонид  Верненский,  упомянутый  в   записке   патриарха, согласился  войти туда в качестве заместителя,  но его роль была чисто декоративной).  Введенский поехал  в  Петроград  и  стал  требовать  у митрополита признания высшего церковного управления.

Митрополит Вениамин к тому времени не был широко известен. Знали, что есть епископ,  который очень благоговейно совершает Богослужения и любит  их,  но  как  какой-то  особенно  талантливый  проповедник  или богослов он не был известен.  Наоборот,  даже тем, кому обновленческие тенденции  Введенского  не  нравились,  он  рекомендовал   пойти   его послушать,  говоря,  что  он  талантливый  проповедник  (у Введенского действительно был своеобразный проповеднический дар),  поэтому  многие люди,   которые   ценили   интеллект,   относились   к   нему   как  к посредственному  человеку,  так  что  здесь  особых   препятствий   не предвиделось.

Любопытно, что патриарх  Тихон  сначала  обдумывал,  кому  помимо митрополита    Агафангела    он    передаст   местоблюстительство,   и

..............  кандидатура митрополита Вениамина.  По всей видимости, то, что митрополит Агафангел был старейшим иерархом и мог пользоваться большим авторитетом.  Но митрополит Вениамин  категорически  отказался признать  полномочия  Введенского,  и здесь наступает короткий период, когда это владыка стал известен и особым образом воздействовал на  всю православную Россию в смысле ее поддержки и укрепления.