Важнейшей составляющей модели новых классиков является гипотеза рациональных ожиданий, артикуляция которой восходит к работе Джона Мута (Muth, 1961), который высказал мысль, что ожидания людей, поскольку они являются осмысленными предсказаниями будущих событий, есть в существенной мере то же самое, что и предсказания соответствующий экономической теории. Другими словами, в версии Мута ожидания представляются субъективным распределением вероятности, распределенным так же как и предсказания, которые делаются некими истинными теоретическими моделями. Следовательно, ожидаемые значения предсказываемых переменных и их действительные значения имеют одно и то же среднее значение. Мут сформулировал это для микроэкономических моделей, более конкретно - для паутинообразной модели частного рынка. Затем, уже в 70е годы прошлого столетия представители новой классической школы использовали данную идею для макроэкономических моделей. Соответствующая формулировка получила название гипотезы рациональных ожиданий в сильной версии или в сильной форме[1]. Ее можно сформулировать следующим образом.
Гипотеза рациональных ожиданий в сильной версии: субъективные ожидания, формируемые экономическими агентами это то же самое, что условные математические ожидания истинной вероятностной модели экономики. Другими словами, субъективное распределение вероятности совпадает с объективным распределением вероятности действительных событий. Значит, ожидаемые значения предсказываемой переменной и ее действительные значения имеют одно и то же распределение вероятности.
Используя аппарат теории вероятности данную гипотезу для инфляционных ожиданий можно формализовать следующим образом:
pet=E(pt|It-1)
где pt - есть уровень инфляции в период t, верхний индекс e обозначает ожидаемую переменную, It-1 - множество информации, доступной агентам в период t-1 - того года, в котором формируются ожидания; следовательно, E(pt|It-1) - есть математическое ожидание уровня инфляции при условии, что в период t-1 агентам доступно множество информации It-1.
Рациональные ожидания не означают, что агенты не могут ошибаться в своих прогнозах: ошибка их прогнозов E(pt|It-1)- pt есть следствие неполноты информации, а также, возможно, неправильных представлений о том, какова истинная экономическая модель, т.е. каковы реальные причинно-следственные связи. Но, если принять сильную версию рациональных ожиданий, то следует признать, что агенты не делают систематических ошибок, поскольку они привлекают весь свой опыт и все свои знания, которые могут совершенствоваться. Таким образом, сильную версию рациональных ожиданий можно записать еще более строго:
pt = pet+e t
где pet - есть ожидание периода уровня инфляции в период , pt - уровень инфляции в период t, а e t - случайная ошибка. Свойствами случайных ошибок в данном случае являются: 1) нулевое среднее значение, 2) независимость от множества информации, которая доступна агентам в период t-1, когда они формируют свои ожидания.
В целом об ошибках прогнозов при рациональных ожиданиях в сильной версии можно сделать следующие утверждения:
- они существенно случайны с нулевым средним значением,
- они не коррелированны с ошибками предыдущих периодов, т.е. независимы во времени,
- имеют минимальную вариацию по сравнению с любым другим методом прогнозирования.
Рациональные ожидания контрастируют с адаптивными ожиданиями, которые изначально использовали ортодоксальные монетаристы, объясняя инфляционные ожидания и кривую Филлипса. Отличие здесь в том, что при адаптивных ожиданиях предполагается, что агенты строят свои прогнозы, основываясь лишь на прошлом опыте. Например, опять-таки для переменной уровня инфляции гипотезу адаптивных ожиданий можно представить в следующем виде (Cagan, 1956):
pet -pet-1=a×(pt -pet-1)
где a - неотрицательный коэффициент, не больший единицы. Это значит, что агенты корректируют свои ожидания, учитывая прошлую ошибку ожиданий, причем в тем большей мере, чем выше коэффициент a. Подставим в указанное выражение такое же представление для pet -pet-1 и повторим это еще n-2 раза для все более отдаленных в прошлое показателей инфляционных ожиданий. Тогда получится следующее выражение:
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.