Итак, ортодоксальная кейнсианская школа возникла как результат неспособности классической школы дать состоятельное объяснение деловых циклов, что стало особенно ясно в период экономического спада конца 20х - начала 30х годов XX столетия. Предложенная и развитая Кейнсом и его последователями модель функционирования экономики строится на предположении о том, что рынки работают неэффективно, т.е. неспособны прийти в равновесие под действием сил саморегулирования, что может быть следствием негибких цен. Предположение о жесткости цен, примененное к модели уравновешивания рынков, меняет функциональные свойства экономики. Жесткие, завышенные относительно "вальрасовского" уровня цены на рынке благ, приводят к нехватке ликвидности и росту ставки процента. Спрос на блага оказывается хронически меньше предложения благ. В такой ситуации видимое равновесие достигается за счет сокращения выпуска и дохода до уровня эффективного спроса, который и определяет объем производства. Такое равновесие в экономической системе, состоящее в равенстве спроса и уровня производства (а не предложения), ведет к нарушению закона Вальраса, поскольку суммарный спрос на всех рынках оказывается меньше суммарного предложения. Равновесие Вальраса хронически нарушается на рынках благ и труда, но рынки денег и активов, приносящих доход, при этом могут находиться в равновесии.
Фактически агенты рынка испытывают трудности со сбытом своей продукции, что делает функцию потребления и функцию инвестиционного спроса в явном виде зависимой от уровня дохода. В этом случае расширение эффективного спроса может оказывать мультипликативное воздействие на выпуск. Соответствующая формализация модели функционирования экономики называется моделью IS-LM. На основе ее анализа делается вывод о полезности политики государства, направленной на расширение эффективного спроса. Имеется два типа такой политики - монетарная и фискальная - из которых последний тип рассматривается как более эффективный.
Рассматриваемая модель объясняет цикл, как результат вынужденного приспособления экономики к изменениям эффективного спроса. При этом, она верно предсказывает проциклический характер занятости и дохода, но ее предсказание контрциклического характера производительности труда и ставки реальной заработной платы не соответствует действительным фактам. Вызывает вопросы также объяснение данной моделью уровня цен (уровня инфляции) как проциклической переменной.
Очень важно отметить, что модель Кейнса получена нами здесь как частный случай модели уравновешивания рынков при дополнительном предположении о жесткости цен. Это делает допустимым утверждение о том, что ортодоксальная кейнсианская теория представляет собой частный случай более общей экономической теории, которую в настоящее время называют новой классической теорией реального делового цикла. Равновесие в модели Кейнса, возникающее при каждом данном уровне цен, более высоком по сравнению с уровнем равновесных цен в модели вальрасовского типа, не является оптимальным по Парето; если же указанные уровни цен совпадают, то состояние равновесия "в смысле Кейнса" совпадет с оптимальным по Парето равновесием по Вальрасу.
Лекция 11
Тема 11. Неоклассическая теория экономического роста
В данной лекции мы рассмотрим некоторые проблемы экономического роста. Акцент будет сделан на обсуждение неоклассической теории, однако, далее мы затронем и новые концепции экономического роста, возникшие и развивавшиеся в последние десятилетия: более современную интерпретацию капитала, роль знаний в ускорении темпов экономического роста. В данной лекции динамика экономической системы будет описана и проанализирована в явном виде; при этом мы будем предпочитать модели с непрерывной динамикой дискретным моделям. Это позволит нам отказаться от анализа временных лагов между инвестициями и получением отдачи от них, что в большей степени соответствует долгосрочному подходу. Мы отвлекаемся от циклических колебаний в экономической системе. Это позволит нам исходить из того, что доля занятых в общей численности населения постоянна. По этой причине, используемая ниже переменная L может интерпретироваться двояким образом - и как численность занятых, и как население страны; в изложении, однако, предпочитается первая интерпретация - занятые.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.