4.1 Основные предположения и понятия
4.1.1. Производство, продажи и деньги.
Расширим рассматриваемую модель за счет введения в нее еще одной возможности. Выбор может осуществляться не только в рамках одного периода, но и между периодами. Используя для потребления в текущий период времени не все доступные ресурсы, можно увеличивать объем потребления в будущем. При достаточном развитии экономических отношений, предполагающих возможность давать и брать ресурсы взаймы, возможна и обратная операция. Сегодня можно потребить больший объем благ, чем позволяют текущие бюджетные возможности, взяв, например, ссуду, но тогда в будущем придется относительно сократить потребление, поскольку ссуду необходимо погасить. Учет указанных отношений предполагает принятие во внимание соотношения между потреблением и сбережением и анализ склонности к потреблению и склонности к сбережению, зависящих от индивидуальных предпочтений агентов. В данной лекции мы рассмотрим, какие факторы определяют межвременной выбор. Для этого мы сформулируем более сложную модель, которую будем рассматривать и далее, и рассмотрим уже не одно натуральное хозяйство, а все хозяйства и одновременно - репрезентативное, среднее хозяйство. Будем пока упрощенно считать, что
1) Рассматриваемое домашнее хозяйство ведет свое собственное производство,
2) Весь производимый продукт продается,
3) Товары, предназначенные для потребления, приобретаются на рынке.
4) Сбережения осуществляются в форме приобретения ценных бумаг - активов приносящих доход. При этом, по-прежнему остается в силе и предположение, что нет возможности делать запасы в натуральной форме.
Производственные возможности для всех производителей заданы идентичной производственной функцией yt=f(lt), где t - есть индекс временного периода. Как это обычно предполагается в макроэкономике, рассматривается лишь один вид благ - некий усредненный товар. Для производственной функции f все предположения, сделанные в предыдущем разделе пособия остаются в силе.
Поскольку здесь предполагается, что блага продаются и покупаются на рынке, то уместно ввести понятия денег и цены и обсудить их в тех аспектах, которые в дальнейшем будут использоваться. Деньги - есть активы, используемые для совершения сделок. Исторически и логически деньги в экономике возникают потому, что люди склонны минимизировать издержки, в том числе издержки взаимодействия (трансакционные издержки). Деньги позволяют существенно экономить издержки обмена. Альтернативой торговле, т.е. обмену с использованием денег, является бартер - натуральный обмен. В таких условиях, для того чтобы сделка осуществилась, требуется взаимное совпадение потребностей: встреча двух контрагентов, каждый из которых нуждается в товаре, которым в свою очередь обладает противоположный агент. Для такой встречи, при наличии на рынке огромного множества товаров, может потребоваться очень много времени, таким образом, издержки поиска и ожидания возрастают также сильно. Выход - появление одного товара, так называемого всеобщего устойчивого эквивалента, который может быть быстро обменен на любой другой товар. Так возникают товарные деньги, появление которых, таким образом, сильно экономит общие издержки обмена и обращения. Другое направление снижения трансакционных издержек - многократное уменьшение объема информации, которым должны обладать агенты, оперирующие на рынке. Если имеется n обмениваемых товаров, то в отсутствии денег, требуется знать n-1 относительную цену для каждого блага, что в целом составляет необходимость контролирования n×(n-1)/2 относительных "цен" - как выражений пропорций натурального обмена. Использование денег снижает данную величину до уровня n-1.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.