В данной лекции мы рассмотрим роль денег при объяснении делового цикла. Для этого будем далее развивать общую модель уравновешивания рынков, основываясь на теории рациональных ожиданий. Одновременно мы обсудим роль информации, доступной экономическим агентам. Предположим, что экономические агенты не знают всех цен и других переменных денежного рынка, а знают только некоторые из них - те, которые непосредственно наблюдают, например, цены на производимую ими продукцию. Относительно других переменных, непосредственно не наблюдаемых, агенты формируют свои ожидания. Причина, почему агенты вынуждены ограничиваться наблюдением лишь некоторых переменных, характеризующих состояние рынка - слишком высокие издержки, связанные со сбором информации о большом числе показателей. С определенного уровня эти издержки становятся запретительно высокими. Раз имеет место неполная информация о состоянии рынка, то решения экономических агентов могут отличаться от тех, которые они сделали бы, если бы имели полную информацию. Могут непосредственно не наблюдаться переменные, связанные с денежным обращением, следовательно, рост общего уровня цен может быть принят за изменение относительного уровня цен, а изменения относительных цен, как известно из микроэкономики, оказывает воздействие на переменные реального рынка. Следовательно, несмотря на вменяемую нейтральность денег, рост денежной массы может при некоторых обстоятельствах вызывать повышение выпуска. Возможна, впрочем, и обратная ситуация, когда изменения относительных цен могут приниматься за изменения общего их уровня в связи с ростом денежной массы.
9.1 Модификация основной модели: локальные рынки
9.1.1 Основные предположения
Для отражения указанных аспектов в анализируемой модели нам придется пойти на ее усложнение. Инкорпорируем в нее "локальные рынки", на которых фирмы и домашние хозяйства непосредственно продают и покупают товары и услуги. При этом не будем отдельно рассматривать рынка труда, а, следовательно, разделять фирмы и домашние хозяйства: это будут экономические агенты, самостоятельно ведущие производство и осуществляющие закупки потребительских товаров.
Пусть i - есть индекс локального рынка и таких рынков имеетсяn, (i=1,...,n). Смысл понятия локального рынка может быть достаточно широк; для простоты будем считать, что это региональные рынки, заданные наборами товаров, производимых и продаваемых на этих рынках. Теперь в модели цены могут различаться по месту размещения локальных рынков и по времени: Pt(i)- есть уровень цен на региональном рынке i в период времени t.
Сделаем следующие предположения о поведении экономических агентов и свойствах региональных рынков:
- каждый агент в течение данного периода времени t производит и продает товары и услуги только на одном рынке. Однако он имеет возможность сменить занятость и рынок между периодами; покупать же товары он может на любых локальных рынках;
- нет постоянных различий между ценами на различных рынках. Повышение цен выше среднего уровня Pt привлекает на этот рынок других производителей и в последующие периоды цена снижается. Таким образом, в тенденции все локальные цены близки к среднему уровню.
9.1.2 Воздействие относительных цен на спрос и предложение товаров и услуг
Зададим производственную функцию представительного агента на локальном рынке:
yt(i) = f(kt-1, lt).
Учтем тот факт, что каждый производитель продает продукт на локальном рынке, однако все покупки могут осуществляться на многих рынках. Тогда покупательная способность дохода производителя составит следующую величину:
[Pt(i)/Pt]×yt(i) = [Pt(i)/Pt]×f(kt-1, lt)
Это значит, что номинальный объем реализации исчисляется производителем в ценах местного рынка, а его реальный объем определяется потребителем в средних ценах.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.