Основные экономические школы и место новой классической экономики и школы реального делового цикла в общей структуре экономической теории, страница 10

* * *

Важной проблемой, с которой связано объяснение делового цикла как добровольного приспособления агентов к случайным шокам, является объяснение длительности, пролонгированности отклонений экономики от естественного уровня: почему, если шок произошел, то он имеет эффект последействия? Этому феномену предложены различные объяснения, связанные, например, с инерцией производства и длительностью использования капитальных благ, наличием контрактов, которые тормозят немедленное приспособление рынков, а также с наличием издержек на такое приспособление.

2.3. Развитие новой классической экономической теории: школа реального делового цикла

Важным выводом новой классической школы является то, что предвидимые изменения денежной массы не оказывают воздействия на реальные переменные; более того систематическая монетарная политика не является состоятельной в смысле достижения целей регулирования производства и занятости. Но этот вывод одновременно означает, что колебания экономических переменных остаются без объяснения: когда цены являются гибкими, а деньги нейтральными модель неоклассического синтеза лишается средств объяснения делового цикла.

Указанные причины объясняют тот факт, что внимание исследователей в рамках новой классической школы при анализе экономических колебаний сместилось от номинальных в пользу реальных шоков, на чем и строится современная версия новой классической школы, получившая название школы реального делового цикла. Наибольший вклад в ее развитие внесли такие ученые как Эдвард Прескотт, Финн Кидланд, Чарльз Плоссер, Джон Лонг, Роберт Кинг, Алан Стокман, Серджио Ребело, Роберт Бэрроу.

2.3.1 Шоки предложения и движение экономической системы

Важнейшим подходом данной школы к рассмотрению экономического цикла, определяющим как ее особенность по сравнению с другими течениями, так и добавленную ценность в общую теоретическую формацию, является рассмотрение делового цикла как результат случайных, но, главным образом, пролонгированных флуктуаций реальных экономических условий. Все предыдущие школы, за исключением ортодоксально кейнсианской, исходят из того, что цикл порождается случайными возмущениями спроса или предложения, носящими временный характер, например, один период. Данное положение можно выразить следующим выражением:

Yt=gt+b×Yt-1+zt,

где gt - годовой экзогенный темп прироста выпуска, b -константа, 0<b<1, zt - задает шок выпуска, длящийся один период. Поскольку b<1, то возмущение гасится в последующие периоды и динамика экономики возвращается к траектории, определяющей тренд развития, например, задаваемый моделью Солоу.

В своей работе Нельсон и Плоссер (Nelson and Plosser, 1982) выдвинули альтернативное предположение о том, что большая часть изменений ВВП, которые мы наблюдаем, является, не временными, а постоянными: после некоего возмущения не обнаруживается тенденции в экономике к возврату к прежней траектории. В этом случае ВВП эволюционирует как некий статистический процесс, известный под названием случайного блуждания. Для описания этого процесса следует модифицировать приведенное выше уравнение:

Yt=gt+Yt-1+zt,

Согласно такому представлению прирост производства, раз он происходит, остается и на следующий период, и далее навсегда. При этом zt уже не отклонение от уровня выпуска, а случайная флуктуация его прироста. Таким образом, в данном случае, те силы, которые обуславливают рост производства, одновременно обуславливают и колебания производства, интерпретируемые как деловой цикл, в отличие от подхода других школ, где указанные процессы достаточно строго разделяются.

2.3.2 Шоки предложения: причины и классификация

Как мы видели, согласно представлениям новой классической школы, изменения денежной массы, вызванные ли внешними факторами, или возникающие как следствие намеренной политики экономического центра, не могут оказывать систематического воздействия на реальные переменные. Это значит, что в качестве шоковых воздействий zt могут выступать только изменения реальных условий производства. В качестве таковых данная школа рассматривает шоки предложения, которые можно классифицировать следующим образом: