Профессор Петербургской медико-хирургической академии С. А. Громов70 при обсуждении статуса института обосновал необходимость подготовки повивальных бабок в условиях, приближенных к обстановке их будущей деятельности. 17 сентября 1810 г. утвержден проект преобразования, а 12 марта 1811 г. повивальный институт был вновь открыт71.
Институт предназначался для подготовки повивальных бабок для Белостокской области, Гродненской, Минской и Волынской губерний. Он имел клинику на 8 кроватей и общежитие на 6 человек. Из 20 воспитанниц 16 содержались на казенный счет, а 4 были на своем довольствии или находились на помещичьем иждивении.
В первом полугодии слушательницы изучали теорию, а во втором полугодии занимались практикой. Требовалось хорошо знать анатомо-фнзиологические особенности женского организма, внутриутробное развитие плода, аномалии беременности, механизм родового акта, освоить метод «приведения в чувства» новорожденных, а также родившихся в удушье.
Получившие свидетельства повивальные бабки назначались на вакантные должности государственной службы. Однако далеко не все выпускницы института ехали по назначению. Например, из 10 выпускниц в конце 1819 г. только четыре согласились «быть определенными на места» 72.
91
В 1837 г. Белостокский повивальный институт был окончательно закрыт.
Наряду с Белостокским повивальным институтом повивальных бабок выпускал медицинский факультет Виленского университета, а затем — Виленская медико-хирургическая академия. Приказы общественного призрения Гродненской, Виленской и Минской губерний направляли своих стипендиаток в Вильно, а Приказы Могилевской и Витебской губерний — в Петербургский •и Московский повивальные институты.
Кроме системы школьной подготовки в первой половине XIX в. существовала система индивидуального ученичества в больницах Приказов общественного призрения, при городовых и уездных врачах. В свидетельствах, которые губернские управы выдавали испытуемым после экзамена по определенной программе, указывался объем позволяемой им деятельности. Так, в аттестате, выданном 2 октября 1803 г. Литовско-Виленской врачебной управой Яну Михайловскому, говорилось, что ему «позволяется производить фельдшерское ремесло, а лечением болезней не заниматься» 73.
Дисненский уездный врач Михельсон 6 июля 1816 г. в свидетельстве на имя жителя Друи Рафаила Рыфа отмечал «его способность в пользовании наружных ран, кровопущении и прививании предохранительной оспы» 74.
7 февраля 1845 г. контора Минской городской больницы свидетельствовала, что поступивший с февраля 1843 г. для «получения фельдшерской науки вольный хлебопашец Михаил Антонов сын Адамовский, при похвальном своем поведении с постоянными в сей науке трудах, приобрел достаточные сего искусства сведения, а преимущественно отличался в больничном порядке и хождении за больными» 75.
Для подготовки фельдшеров при уездных врачах и при некоторых больницах были утверждены должности младших и старших лекарских учеников. Лекарскими учениками зачислялись мелкопоместные дворяне и крестьяне государственных «иму-ществ», а в некоторых случаях — и крепостные крестьяне с согласия помещика. Лекарские ученики иногда получали очередную должность спустя десятилетия. Например, Д. Ф. Скрицкий 19-летним юношей поступил в 1828 г. младшим лекарским учеником в Минскую Мариинскую больницу. 15 мая 1837 г., через 11 лет, он был назначен старшим лекарским учеником. Только через 17 лет после этого «по выдержании в Минской врачебной управе словесного и устного испытания Медицинским департаментом Министерства внутренних дел утвержден в звании фельдшера» 76.
92
Будущие работники аптек получали образование путем индивидуального ученичества и в университетской системе. Так, управляющий мозырской аптекой С. В. Янушкевич после годичного обучения в Виленском университете получил в 1825 г. степень аптекарского помощника, а после года учебы в Харьковском университете в 1829 г.— звание провизора 2-го отделения77. Провизор той же аптеки В. Ф. Зайончковский после занятий в Московском университете с 19 января по 31 марта 1829 г. получил степень аптекарского помощника, а после обучения в 1845—1847 гг. в том же университете — степень провизора 78.
Наряду с этим в аптеках лод руководством опытных провизоров обучались аптечному делу ученики.
* * *
После присоединения белорусских земель к России здесь осталось очень мало врачей, цирюльников, аптекарей и повивальных бабок, служивших еще в Речи Посполитой. Для получения права на медицинскую деятельность и государственную службу оставшиеся врачи должны были сдать специальный экзамен 79, после которого только немногие были допущены к врачебной практической деятельности.
Замещение вакантных врачебных должностей осуществлялось путем: привлечения врачей, вышедших в отставку с военной службы; приглашения иностранных врачей, которые подвергались экзамену в России, а также вольнопрактикующих врачей, окончивших университеты на собственные средства, и отдельных выпускников университетов из «казеннокоштных».
История располагает скудными сведениями о деятельности некоторых из этих врачей.
Известно, что инспектор Витебской врачебной управы П. Ф. Колб (1761 г. рожд.), сын профессора иностранных языков, начал свою службу лекарским учеником в Московском генеральном госпитале в 1772 г. В 1776 г. он был выпущен из госпиталя Медицинской коллегией подлекарем и направлен в полк, а с 1780 г. продолжил учебу в Петербургском сухопутном госпитале. С 1783 по 1788 г. обучался в Страсбургском университете. После окончания этого университета защитил диссертацию «О строении желудка».
Работая в Елисаветградском генеральном госпитале, П. Ф. Колб преподавал в местном медико-хирургическом учили-Ще. 15 апреля 1798 г. назначен инспектором Витебской управы 80. Проработал в управе около 15 лет и «проявил усердие» в работе. Неоднократно выезжал на борьбу с «повальными» болезнями.
93
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.