169
По уставу школа имела цель «образования сельских повивальных бабок для подания помощи роженицам и. новорожденным младенцам сельского народонаселения Гродненской губернии», а после соответствующего экзамена — ив городах 9. Открытие школы состоялось в октябре 1876 г. ш.
Повивальная школа разместилась «в особо устроенном для нее доме с родильным отделением на 6 кроватей и содержалась на счет сумм, ежегодно ассигнуемых на сей предмет по смете расходов на содержание сельской врачебной части в губернии» и.
Методика и объем обучения в этой школе принципиально не отличались от методики и объема обучения в Могилевской повивальной школе: теоретические занятия сочетались с практическими в родильном отделении (в первый год специального обучения — по уходу за родильницами, а во второй — по оказанию помощи во время родов).
После сдачи экзаменов каждая воспитанница получала звание сельской повивальной бабки и по назначению губернского правления должна была прослужить два года за каждый год учения в школе.
В 1880 г. во вновь открытую повивальную школу в Вильно было принято 20 казеннокоштных учениц 12.
После утверждения штатов сельской медицинской части 24 декабря 1868 г. возникла проблема подготовки фельдшеров. В программе реорганизации сельской врачебной части Могилевской губернии в 1873 г. Н. М. Мандельштам предусматривал одновременно с повивальной школой «учредить в губернском городе школу для фельдшеров с высшим образованием». Представленная Министерству внутренних дел программа получила одобрение Государственного совета и послужила основой для рекомендаций всем другим губерниям, в которых не было введено земство. Программа была утверждена 6 мая 1874 г.13, а школа чдля фельдшеров открылась 14 января 1875 г. одновременно с Центральной повивальной школой. Она разместилась в доме, выстроенном за счет земских сборов трех губерний «вблизи христианской больницы». В этом здании она находилась до 1902 г., а затем была «переведена в новоустроенное, на место деревянного, собственное каменное трехэтажное здание, что дало возможность удвоить число приходящих учеников» и.
Эта школа была обеспечена необходимыми учебными пособиями: анатомическими препаратами для демонстраций, атласами, физическими и химическими приборами, микроскопическими препаратами и др. Она располагала двумя библиотеками: ученической, которая была укомплектована «лучшими авторами, пре-
170
имущественно русскими», и фундаментальной, состоящей «из новейших русских и переводных сочинений по различным отраслям медицины».
В фельдшерскую школу принималось 100 человек: 50 пансионеров и 50 вольноприходящих. Пансионеры, или казеннокоштные, «преимущественно крестьянского сословия», учились бесплатно. Также бесплатно они получали общежитие и экипировку, за что обязаны были после учебы отслужить на штатной должности в той губернии, за счет которой содержались, из расчета 1,5 года службы за год обучения.
Фельдшерская школа, как и повивальная, состояла из приготовительного и специальных классов. В приготовительном классе срок обучения в зависимости от уровня предыдущей подготовки учащихся длился 1—2 года, а в специальных классах — 3 года.
Преподавание теоретического курса сочеталось с практическими занятиями у постелей больных. Учащиеся дежурили в больнице, учились ухаживать за больными, распознавать болезни и лечить больных, вели «скорбные листы», а также дежурили в аптеках, где приобретали навыки в приготовлении и выдаче лекарств.
В первом специальном классе преподавались анатомия, десмургия, механургия, малые хирургические операции, ботаника, физика, химия и минералогия; во втором классе — общая патология, диагностика, фармакология, гигиена, судебная медицина, хирургия и сифилитические болезни. В третьем специальном классе читались лекции только по глазным болезням и повторялась пройденная во втором классе программа по хирургии и частной патологии и терапии.
Закончившие третий класс подвергались испытаниям и приводились «к присяге на добросовестное исполнение ими обязанности», получали аттестат на звание «фельдшера с высшим образованием» и обеспечивались «фельдшерскими карманными наборами и другими медицинскими принадлежностями, для безостановочного отправления практики»15.
Выпускникам школы предоставлялись довольно широкие права, включая самостоятельное оказание помощи «при остропроте-кающих болезнях, опасных болезнях вообще и преимущественно в местах, где трудно достать или вообще нет врача», проведение противоэпидемических мероприятий, «производство малых хирургических операций: кровопускание, выдергивание зубов, вставление катетера и т. д. и, кроме того,— наложение повязок при переломах, наложение швов и лигатур, вправление грыж, вывихов и т. д.», оказание самостоятельной помощи «при острых
171
отравлениях, утоплениях, в случаях мнимой смерти и проч.». Кроме того, они могли заведовать земскими или волостными больницами 13.
S До открытия Могилевской фельдшерской школы при Витебской больнице Приказа общественного призрения несколько лет работала фельдшерская школа. Ее учащиеся проходили полный курс обучения за четыре года. Они изучали русский и латинский языки, арифметику, «которую проходя, должны быть показаны в приличном месте подробно аптекарский вес и аптекарская мера», получали общие понятия по анатомии, основания врачебного ве-ществования (фармакология), усваивали правила ухода за больными, кровопусканий, возвращения к жизни мнимо умерших, оспопрививания, извлечения зубов, костоправства, составления лекарств, вскрытия мертвых тел и др.17
Первый набор учащихся в Витебскую фельдшерскую школу продолжался с 3 января по 9 марта 1872 г., а первый выпуск (6 человек) состоялся в 1875 г.18 После вступления Витебской губернии в паевое содержание Могилевской центральной фельдшерской школы эта школа была закрыта.
Из-за недостатка медицинских кадров наряду с утвердившимся школьным образованием продолжала существовать прежняя система ученической подготовки фармацевтов19 и фельдшеров 20.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.