Медицина в эпоху позднего феодализма (конец XVIII в. - первая половина XIX в.), страница 35

169

По уставу школа имела цель «образования сельских пови­вальных бабок для подания помощи роженицам и. новорожден­ным младенцам сельского народонаселения Гродненской губер­нии», а после соответствующего экзамена — ив городах 9. Откры­тие школы состоялось в октябре 1876 г. ш.

Повивальная школа разместилась «в особо устроенном для нее доме с родильным отделением на 6 кроватей и содержалась на счет сумм, ежегодно ассигнуемых на сей предмет по смете расходов на содержание сельской врачебной части в губер­нии» и.

Методика и объем обучения в этой школе принципиально не отличались от методики и объема обучения в Могилевской пови­вальной школе: теоретические занятия сочетались с практиче­скими в родильном отделении (в первый год специального обу­чения — по уходу за родильницами, а во второй — по оказанию помощи во время родов).

После сдачи экзаменов каждая воспитанница получала зва­ние сельской повивальной бабки и по назначению губернского правления должна была прослужить два года за каждый год учения в школе.

В 1880 г. во вновь открытую повивальную школу в Вильно было принято 20 казеннокоштных учениц 12.

После утверждения штатов сельской медицинской части 24 декабря 1868 г. возникла проблема подготовки фельдшеров. В программе реорганизации сельской врачебной части Могилев­ской губернии в 1873 г. Н. М. Мандельштам предусматривал од­новременно с повивальной школой «учредить в губернском го­роде школу для фельдшеров с высшим образованием». Пред­ставленная Министерству внутренних дел программа получила одобрение Государственного совета и послужила основой для ре­комендаций всем другим губерниям, в которых не было введено земство. Программа была утверждена 6 мая 1874 г.13, а школа чдля фельдшеров открылась 14 января 1875 г. одновременно с Центральной повивальной школой. Она разместилась в доме, вы­строенном за счет земских сборов трех губерний «вблизи христи­анской больницы». В этом здании она находилась до 1902 г., а затем была «переведена в новоустроенное, на место деревянно­го, собственное каменное трехэтажное здание, что дало возмож­ность удвоить число приходящих учеников» и.

Эта школа была обеспечена необходимыми учебными пособи­ями: анатомическими препаратами для демонстраций, атласами, физическими и химическими приборами, микроскопическими пре­паратами и др. Она располагала двумя библиотеками: учениче­ской, которая была укомплектована   «лучшими   авторами, пре-

170

имущественно русскими», и фундаментальной, состоящей «из но­вейших русских и переводных сочинений по различным отраслям медицины».

В фельдшерскую школу принималось 100 человек: 50 пансио­неров и 50 вольноприходящих. Пансионеры, или казеннокошт­ные, «преимущественно крестьянского сословия», учились бес­платно. Также бесплатно они получали общежитие и экипировку, за что обязаны были после учебы отслужить на штатной долж­ности в той губернии, за счет которой содержались, из расчета 1,5 года службы за год обучения.

Фельдшерская школа, как и повивальная, состояла из приго­товительного и специальных классов. В приготовительном клас­се срок обучения в зависимости от уровня предыдущей подготов­ки учащихся длился 1—2 года, а в специальных классах — 3 года.

Преподавание теоретического курса сочеталось с практиче­скими занятиями у постелей больных. Учащиеся дежурили в больнице, учились ухаживать за больными, распознавать болез­ни и лечить больных, вели «скорбные листы», а также дежурили в аптеках, где приобретали навыки в приготовлении и выдаче лекарств.

В первом специальном классе преподавались анатомия, де­смургия, механургия, малые хирургические операции, ботаника, физика, химия и минералогия; во втором классе — общая пато­логия, диагностика, фармакология, гигиена, судебная медицина, хирургия и сифилитические болезни. В третьем специальном классе читались лекции только по глазным болезням и повторя­лась пройденная во втором классе программа по хирургии и ча­стной патологии и терапии.

Закончившие третий класс подвергались испытаниям и при­водились «к присяге на добросовестное исполнение ими обязан­ности», получали аттестат на звание «фельдшера с высшим образованием» и обеспечивались «фельдшерскими карманными наборами и другими медицинскими принадлежностями, для без­остановочного отправления практики»15.

Выпускникам школы предоставлялись довольно широкие пра­ва, включая самостоятельное оказание помощи «при остропроте-кающих болезнях, опасных болезнях вообще и преимущественно в местах, где трудно достать или вообще нет врача», проведение противоэпидемических мероприятий, «производство малых хи­рургических операций: кровопускание, выдергивание зубов, вставление катетера и т. д. и, кроме того,— наложение повязок при переломах, наложение швов и лигатур, вправление грыж, вывихов и т. д.», оказание самостоятельной помощи «при острых

171

отравлениях, утоплениях, в случаях мнимой смерти и проч.». Кроме того, они могли заведовать земскими или волостными больницами 13.

S До открытия Могилевской фельдшерской школы при Витеб­ской больнице Приказа общественного призрения несколько лет работала фельдшерская школа. Ее учащиеся проходили полный курс обучения за четыре года. Они изучали русский и латинский языки, арифметику, «которую проходя, должны быть показаны в приличном месте подробно аптекарский вес и аптекарская мера», получали общие понятия по анатомии, основания врачебного ве-ществования (фармакология), усваивали правила ухода за боль­ными, кровопусканий, возвращения к жизни мнимо умерших, ос­попрививания, извлечения зубов, костоправства, составления ле­карств, вскрытия мертвых тел и др.17

Первый набор учащихся в Витебскую фельдшерскую школу продолжался с 3 января по 9 марта 1872 г., а первый выпуск (6 человек) состоялся в 1875 г.18 После вступления Витебской гу­бернии в паевое содержание Могилевской центральной фельд­шерской школы эта школа была закрыта.

Из-за недостатка медицинских кадров наряду с утвердив­шимся школьным образованием продолжала существовать преж­няя система ученической подготовки фармацевтов19 и фельд­шеров 20.