Однако даже в 1913 г. в Виленской губернии на одного врача приходилось 7500 жителей (в городах — 1600, в уездах — 19 700), в Витебской губернии—10 500 (в городах — 2800, в уездах — 26 300), в Гродненской — 8800 (в городах — 2200, в уездах — 19 600), в Минской — 11 400 (в городах — 1700, в уездах — 25 300) и в Могилевской губернии—13 600 жителей (в городах— 1250, в уездах — 32 900). В то же время в 1913 г. в среднем по Российской империи 1 врач должен был обслужить 6900 человек (в том числе в городе— 1400, в уездах — 20 300 человек)3.
Если вопрос о высшем медицинском образовании в белорусских губерниях так и повис в воздухе, то проблема получения среднего медицинского образования была частично разрешена.
В январе 1865 г. в Могилеве была открыта повивальная школа. Для школы было отведено отдельное здание больницы, в котором помещались родильный институт, классы для преподавания и квартиры для учениц. Слушательницы набирались из числа способных и здоровых девушек не моложе 20 и не старше 35 лет, которые направлялись в школу по приговору мировых участков. На каждый курс принималось 18 человек: 14 пансионе-
167
рок-крестьянок и 4 вольнослушательницы с оплатой по 40 руб. за курс обучения. Основными преподавателями школы были директор Н. М. Мандельштам и его помощник доктор Блох.
Через полгода, 25 июня 1865 г., результаты проверочных экзаменов оправдали все надежды основателей школы: «Успехи учениц превзошли все ожидания присутствовавших на экзамене врачей и других посетителей; ответы излагались отчетливо, они доказывали полное понимание дела и успехи воспитанниц; тем более изумительно, что из них только две городские жительницы поступили в школу грамотными, остальные из деревень первое понятие о грамоте получили в школе от надзирательницы института и школы акушерки Жилиной» 4.
Акушер Одесской врачебной управы Авенариус, проверявший по поручению Медицинского департамента школу, в своем отчете отмечал, что Н. М. Мандельштам «непоколебимым терпением преподает свой предмет ученицам неграмотным, вырванным из сельского быта». Авенариус с восторгом отзывался о слушательницах: «Некоторые делают поразительные успехи, что тем более рекомендует их интеллектуальные способности, что они, не имея возможности пользоваться руководствами для повторений, должны довольствоваться одною памятью» 5. Это высказывание примечательно тем, что в течение столетий господствующие классы культивировали вымысел о врожденной тупости и неспособности к интеллектуальной деятельности крепостных крестьян.
В 1869 г. в паевое содержание школы вступила Витебская губерния, от которой «поступили в Могилевское родовспомогательное заведение для обучения повивальному искусству три крестьянские девушки», а в 1870 г ей было предоставлено 6 мест6.
К началу 70-х гг. XIX в. в «третью долю расходов» на содержание школы вступила и Минская губерния. Поэтому школа неофициально приобрела межгубернское значение.
,./ Через 4 года после открытия школы был увеличен объем преподавания. В программу вошли общеобразовательные предметы, в том числе арифметика и русский язык, и специальные: акушерство в полном объеме, малая хирургия, фармакология с рецептурой, острые болезни женских половых органов, глазные болезни новорожденных и сифилис. Директору школы предоставлялось право наиболее успевающим ученицам выдавать аттестаты повышенной категории, позволявшие им в отсутствие врача проводить не только ручные операции, но и накладывать щипцы, выписывать из аптеки указанные в перечне некоторые сильнодействующие лекарства, а также разрешалось под руководством врача лечить женские болезни и сифилис.
В связи с организацией сельской медицинской части
168
Н. М. Мандельштам предложил в 1873 г. реорганизовать Моги-левскую повивальную школу «на более широкой основе». 6 мая 1874 г. было принято постановление о преобразовании школы в Центральную повивальную школу для Могилевской, Минской и Витебской губерний. 14 января 1875 г., когда это постановление вошло в силу, «повивальная школа в хозяйственном отношении отделена от больницы Приказа, сделавшись особым учреждением, содержимым на средства земских сборов упомянутых трех губерний и состоящих в главном ведении начальника Могилевской губернии, Центральная повивальная школа учреждена на 50 учениц-пансионерок и на 20 вольнослушательниц» 7.
Каждая губерния вносила в бюджет школы по 2910 руб. в год. За это воспитанницы соответствующих губерний должны были отслужить в должности повивальных бабок по полтора года за год обучения. В распоряжение администрации каждой из трех губерний ежегодно из школы поступало не более 3—4 повивальных бабок.
Поступившие в зависимости от предыдущей подготовки занимались в приготовительных общеобразовательных классах 1 или 2 года. Курс специального обучения длился 2 года, в течение которых воспитанницы изучали акушерство, общую патологию, фармакологию с рецептурой, малую хирургию, болезни родильного периода и новорожденных «рука об руку с практическим изложением и демонстрацией», болезни женских половых органов, гигиену, сифилис.
Школа была относительно хорошо оборудована, имела наглядные пособия, библиотеку.
Ученицы должны были присутствовать на вскрытиях трупов в больнице. От будущих повивальных бабок требовалось во внеурочное время ухаживать за беременными, родильницами и больными женщинами. Они выполняли довольно широкий круг обязанностей, которые входили в объем их будущей самостоятельной работы: вели «скорбные листы» (истории родов или болезни), производили под руководством преподавателя все малые гинекологические операции и под надзором директора или помощника — все подготовительные плодоразрушающие операции.
За первые 20 лет, с 1865 по 1884 г., школа осуществила 33 выпуска, из нее вышло 206 повивальных бабок 8.
Одновременно с реорганизацией Могилевской школы было разрешено открыть Гродненскую повивальную школу. 8 мая 1875 г. был утвержден ее устав «с родильным при оной отделением в г. Гродно, на 20 учениц, примененный к нормальному уставу земской повивальной школы».
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.