127
и крестьян — поставщиков рабочей силы. Содержание фельдшеров (при каждой больнице) и врача (одного на несколько больниц) он всецело перекладывал на плечи крестьян.
В этом документе со всей полнотой отразилась заинтересованность группы помещиков белорусских губерний в расширении медицинской помощи крестьянам, которые работали в их
имениях.
Появившаяся в это время эпидемия холеры (особенно свирепая в 1867 г.) подтолкнула правительственные органы к проведению со своей стороны мер, чтобы ввести в законное русло организацию медицинской помощи сельскому населению.
Главный комитет об устройстве сельского состояния и департамент государственной экономии разработали проект организации медицинской помощи в неземских губерниях, который 9 декабря 1868 г. был принят в виде «Мнения Государственного Совета ...об устройстве врачебной части в селениях тех губерний, в коих не введено «Положение о земских учреждениях»13. Эти «Мнения» были утверждены как положение 24 декабря
1868 г.
По новому положению предусматривались «в каждый уезд: один сельский врач, по одному фельдшеру на участок, заключающий до 7000 душ населения, и по три повивальные бабки на уезд» с окладами врачам по 500 руб. в год (из них 100 руб. выделялись на расходы для разъездов по уезду), фельдшерам — по 80 руб., а обученным повивальным бабкам — по 30 руб. На каждую губернию ассигновалось по 1900—2000 руб., которые рекомендовалось расходовать на заготовку «аптекарских припасов» для сельских аптечек, утверждаемых по числу фельдшеров (по 10 руб. на каждую), снабжение фельдшеров и повивальных бабок инструментами, содержание сельских и создание временных лечебниц, обучение фельдшеров, повивальных бабок и ветеринарных фельдшеров, командировки их на учебу и к месту работы, устройство волостных аптечек и др. Практически же на эти средства нельзя было даже обеспечить фельдшеров лекарствами.
1 мая 1869 г. Министерство внутренних дел утвердило «Инструкцию о порядке исполнения обязанностей сельскими врачами, ветеринарами и прочими служащими по сельской врачебной части», по которой уездному врачу было необходимо исполнять «всякие требования о врачебной помощи со стороны сельских обывателей», а также выезжать по приглашению фельдшеров и повивальных бабок, когда «болезнь угрожает опасностью жизни или требует производства хирургической и акушерской операции, или поражает многих лиц»14. По инструкции устанавли-
128
вался порядок, при котором «сельский врач возможно чаще объезжает селения своего участка, наблюдает за деятельностью и поведением фельдшеров, за состоянием фельдшерских аптечек... оказывает в то же время пособие обращающимся к его помощи».
Однако не хватало средств для укомплектования штатов и пополнения аптечек15. В Городокском уезде только к концу 1871 г. удалось пригласить на должность сельского врача вольнопрактикующего врача Зацвиликовского. По утверждению Витебского врачебного инспектора, из всего этого уезда «только двое фельдшеров, Медведев и Гинько, обратили особое внимание на себя и знанием своего дела и внимательностью к своим обязанностям, остальные мало сведующие» 16. «Крестьяне по бедности отказались устроить» лечебницы в уезде.
Могилевский губернатор А. С. Дембовецкий, из всех губернаторов наиболее остро воспринимавший нужды пореформенного сельского хозяйства, одним из первых поднял вопрос о неблагополучной медицинской помощи сельскому населению. В письме Министерству внутренних дел, которое было подготовлено помощником врачебного инспектора Н. М. Мандельштамом, он писал 20 декабря 1873 г., что сельская врачебная часть губернии «находится в крайне неудовлетворительном состоянии. Часто свирепствующие эпидемии и повальные скотские болезни уничтожают значительную массу народонаселения», «вследствие в высшей степени недостаточного содержания сельских врачей... весьма редко занимаются врачами и в большей степени уезды остаются вакантными, так что население в этих уездах остается лишенным всякой медицинской помощи»17.
А. С. Дембовецкий предложил министру «разделить губернию соразмерно пространству и количеству населения на 22 врачебных участка, так чтобы на каждый уезд пришлось средним числом по два врача, и распределить эти участки между уездными и сельскими врачами». Это было первое изложение участкового построения медицинской службы для оказания помощи сельскому населению на территории Белоруссии.
В том же письме А. С. Дембовецкий указал: «Не менее важно и учреждение большого количества сельских постоянных лечебниц», которые дадут «возможность крестьянину, не удаляясь из своей среды, пользоваться надлежащим пособием и в случае прилипчивых болезней изолируют его от здоровых»18. Он также рекомендовал «озаботиться воспитанием и образованием дельных фельдшеров» и увеличить штат повивальных бабок с 33 до 55, т. е. вместо 3 бабок должно было быть по 5 на уезд.
В связи с тем, что предложения А. С. Дембовецкого не получили поддержки, Могилевское губернское начальство решило-
9 Зак. 262
129
построить больницы на средства крестьян. К концу 1881 г. в губернии было выстроено 34 сельские больницы от 12 до 20 кроватей в каждой, 10 приемных покоев по 4 кровати и 54 фельдшерских пункта. На одного врача приходилось не менее 3—4 больниц и 8—10 фельдшерских пунктов.
«Вновь учрежденные лечебные заведения, в чем я лично постоянно убеждаюсь при частых осмотрах их, учреждения поистине вполне соответствующие своему назначению, и народ питает к ним доверие, выражающееся тем, что число больных, обращавшихся за советом и помощью, ежегодно значительно возрастает»,— сообщал А. С. Дембовецкий 29 декабря 1881 г. министру внутренних дел. И далее он поставил вопрос о преобразовании в законодательном порядке врачебной части, увеличив жалованье персоналу сельских медицинских учреждений и назначив на каждый уезд по 3 врача, «так как назначение менее 3-х врачей на уезд не будет удовлетворять действительным в том потребностям»19.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.