Медицина в эпоху позднего феодализма (конец XVIII в. - первая половина XIX в.), страница 20

127

и крестьян — поставщиков рабочей силы. Содержание фельдше­ров (при каждой больнице) и врача (одного на несколько боль­ниц) он всецело перекладывал на плечи крестьян.

В этом документе со всей полнотой отразилась заинтересо­ванность группы помещиков белорусских губерний в расшире­нии медицинской   помощи   крестьянам,  которые   работали в их

имениях.

Появившаяся в это время эпидемия холеры (особенно свире­пая в 1867 г.) подтолкнула правительственные органы к прове­дению со своей стороны мер, чтобы ввести в законное русло ор­ганизацию медицинской помощи сельскому населению.

Главный комитет об устройстве сельского состояния и депар­тамент государственной экономии разработали проект органи­зации медицинской помощи в неземских губерниях, который 9 декабря 1868 г. был принят в виде «Мнения Государственного Совета ...об устройстве врачебной части в селениях тех губер­ний, в коих не введено «Положение о земских учреждениях»13. Эти «Мнения» были утверждены как   положение    24    декабря

1868 г.

По новому положению предусматривались «в каждый уезд: один сельский врач, по одному фельдшеру на участок, заключа­ющий до 7000 душ населения, и по три повивальные бабки    на уезд» с окладами врачам по 500 руб. в год (из них 100 руб. вы­делялись на расходы для разъездов по уезду), фельдшерам — по 80 руб., а обученным повивальным бабкам — по 30 руб. На каждую   губернию   ассигновалось   по 1900—2000 руб., которые рекомендовалось расходовать на заготовку   «аптекарских   при­пасов» для сельских аптечек,   утверждаемых   по   числу фельд­шеров (по 10 руб. на каждую), снабжение фельдшеров и пови­вальных бабок инструментами, содержание сельских и создание временных лечебниц, обучение фельдшеров, повивальных бабок и ветеринарных фельдшеров, командировки их на учебу и к ме­сту работы, устройство волостных аптечек и др. Практически же на эти средства нельзя было даже обеспечить фельдшеров   ле­карствами.

1 мая 1869 г. Министерство внутренних дел утвердило «Ин­струкцию о порядке исполнения обязанностей сельскими врача­ми, ветеринарами и прочими служащими по сельской врачебной части», по которой уездному врачу было необходимо исполнять «всякие требования о врачебной помощи со стороны сельских обывателей», а также выезжать по приглашению фельдшеров и повивальных бабок, когда «болезнь угрожает опасностью жиз­ни или требует производства хирургической и акушерской опе­рации, или поражает многих лиц»14. По инструкции устанавли-

128

вался порядок, при котором «сельский врач возможно чаще объ­езжает селения своего участка, наблюдает за деятельностью и поведением фельдшеров, за состоянием фельдшерских аптечек... оказывает в то же время пособие обращающимся к его помощи».

Однако не хватало средств для укомплектования штатов и пополнения аптечек15. В Городокском уезде только к концу 1871 г. удалось пригласить на должность сельского врача вольно­практикующего врача Зацвиликовского. По утверждению Витеб­ского врачебного инспектора, из всего этого уезда «только двое фельдшеров, Медведев и Гинько, обратили особое внимание на себя и знанием своего дела и внимательностью к своим обязан­ностям, остальные мало сведующие» 16. «Крестьяне по бедности отказались устроить» лечебницы в уезде.

Могилевский губернатор А. С. Дембовецкий, из всех губер­наторов наиболее остро воспринимавший нужды пореформен­ного сельского хозяйства, одним из первых поднял вопрос о не­благополучной медицинской помощи сельскому населению. В письме Министерству внутренних дел, которое было подготовле­но помощником врачебного инспектора Н. М. Мандельштамом, он писал 20 декабря 1873 г., что сельская врачебная часть гу­бернии «находится в крайне неудовлетворительном состоянии. Часто свирепствующие эпидемии и повальные скотские болезни уничтожают значительную массу народонаселения», «вследствие в высшей степени недостаточного содержания сельских врачей... весьма редко занимаются врачами и в большей степени уезды остаются вакантными, так что население в этих уездах остается лишенным всякой медицинской помощи»17.

А. С. Дембовецкий предложил министру «разделить губер­нию соразмерно пространству и количеству населения на 22 вра­чебных участка, так чтобы на каждый уезд пришлось средним числом по два врача, и распределить эти участки между уезд­ными и сельскими врачами». Это было первое изложение участ­кового построения медицинской службы для оказания помощи сельскому населению на территории Белоруссии.

В том же письме А. С. Дембовецкий указал: «Не менее важ­но и учреждение большого количества сельских постоянных ле­чебниц», которые дадут «возможность крестьянину, не удаля­ясь из своей среды, пользоваться надлежащим пособием и в слу­чае прилипчивых болезней изолируют его от здоровых»18. Он также рекомендовал «озаботиться воспитанием и образованием дельных фельдшеров» и увеличить штат повивальных бабок с 33 до 55, т. е. вместо 3 бабок должно было быть по 5 на уезд.

В связи с тем, что предложения А. С. Дембовецкого не полу­чили поддержки, Могилевское губернское   начальство   решило-

9 Зак.  262

129

построить больницы на средства крестьян. К концу 1881 г. в гу­бернии было выстроено 34 сельские больницы от 12 до 20 крова­тей в каждой, 10 приемных покоев по 4 кровати и 54 фельдшер­ских пункта. На одного врача приходилось не менее 3—4 боль­ниц и 8—10 фельдшерских пунктов.

«Вновь учрежденные лечебные заведения, в чем я лично по­стоянно убеждаюсь при частых осмотрах их, учреждения по­истине вполне соответствующие своему назначению, и народ питает к ним доверие, выражающееся тем, что число больных, обращавшихся за советом и помощью, ежегодно значительно возрастает»,— сообщал А. С. Дембовецкий 29 декабря 1881 г. министру внутренних дел. И далее он поставил вопрос о преобра­зовании в законодательном порядке врачебной части, увеличив жалованье персоналу сельских медицинских учреждений и назна­чив на каждый уезд по 3 врача, «так как назначение менее 3-х врачей на уезд не будет удовлетворять действительным в том потребностям»19.