К 60-м гг. в ведении Приказов общественного призрения оказались больничные учреждения смешанного типа: гражданские, в которых в первую очередь помещались воинские младшие чины за счет комиссариатских средств; военновременные, в которых только в редких случаях госпитализировались гражданские лица; и, наконец, больницы с койками для военных чинов и отделениями для гражданских больных.
В начале 70-х гг. военное ведомство выстроило несколько госпиталей и теперь не нуждалось в небольших стационарах, разбросанных по уездным городам. Встал вопрос «относительно уничтожения этих больниц и слияния их, в случае необходимости, с больницами гражданского ведомства»1.
Всего к 1878 г. на территории Белоруссии в ведении Приказов общественного призрения было 39 больниц на 1211 кроватей, 4 дома для умалишенных (в Минске, Гродно, Могилеве и Витебске) на ПО кроватей и одно родильное отделение (в Могилеве) на 20 кроватей. Это количество больничных учреждений не изменилось до конца столетия.
В большинстве своем больницы находились в частных домах.
В плохом состоянии находилась Витебская больница. Ее палаты были «мало освещены солнцем», не вентилировались, при больнице не было «приемного покоя для приходящих больных,
125
камеры для глазных болезней, особой палаты для прилипчивых и заразительных больных, ванной в самом здании больницы, дежурного покоя для фельдшеров и помещения для них, палаты операционной и секционной»2. Также неблагоустроенными были Мозырская, Мстиславльская, Климовичская, Быховская3 и другие больницы.
Больницами управляли советы под председательством уездных предводителей дворянства. Медицинская помощь в больницах оказывалась городовыми врачами4, а там, где их не было,— уездными врачами и фельдшерами. В больницах губернских городов работали штатные врачи (например, известно, что в Витебской больнице в 1865 г. имелись старший врач и ординатор5). В штатах больниц уездных центров находились смотритель и 1 или 2 фельдшера6.
Лечение в больницах Приказов общественного призрения было платным. На казенный счет содержались только военные чины, арестанты, сифилитики и, в редких случаях, лица, представившие документы о своей исключительной бедности.
Плата за лечение взималась различная, но, как правило, высокая: в Могилевской губернии больной обязан был внести за месяц вперед 6 руб. 45 коп.7, в Минской и Гродненской губерниях — 7 руб. 20 коп. Вследствие этого сдерживалось поступление больных на лечение и расходы больниц не покрывались8.
Больницы Приказов оказывали ограниченную по объему лечебную помощь. Например, в больницах Приказа Могилевской губернии за 1900 г. обслужен 3691 больной, из которых 2636 (70,3%) получили помощь за плату и только 1055 (29,7%) —
бесплатно9.
Городовой или уездный врач время от времени осматривал больных (хотя полагалось этим заниматься ежедневно) и делал назначения. В больницах Приказа эпизодически оказывалась и амбулаторная помощь.
В новых условиях выявилась несостоятельность Приказов общественного призрения в организации медпомощи.
В отчете за 1900 г. Могилевский губернатор настаивал на безотлагательном «полном переустройстве городских больниц Приказа общественного призрения и установлении связи их с сельской медициной, среди лечебниц которой они для завоевания правильного ее устройства должны занять положение центральных».
В результате введения в 1903 г. управлений по делам земского хозяйства в Витебской, Минской и Могилевской губерниях были ликвидированы Приказы и лечебные учреждения переданы уездным и губернским земствам.
126
* * *
После реформы 1861 г. почти все больницы в помещичьих имениях были закрыты, а врачи уволены. Только некоторые крупные землевладельцы (помещик Шадурский в Освее, князь Радзивилл в Несвиже, графиня Потоцкая в Высоком) оставили свои больницы для крестьян.
После ликвидации Министерства государственных имуществ 14 октября 1866 г. медицинские учреждения и их персонал для обслуживания крестьян казенных имуществ и уделов были переданы в ведение врачебных отделений губернских правлений.
Крестьяне, «освобожденные от земли» и медицинской помощи, начали приглашать фельдшеров на крестьянское общинное содержание. Отдельные общины стали заключать подобные договоры и с врачами. В 1862 г. в Могилевской губернии «появилось несколько постановлений волостных сходов относительно устройства медицинской части», «для поощрения медиков к службе такого рода губернское начальство охотно принимает на себя ходатайство о предоставлении им прав государственной службы»10. В 1873 г. в Лидском уезде из средств сельских общин выплачивалось жалованье 16 врачам п.
Но в большинстве случаев помощь оказывали только уездные врачи. Она была настолько несостоятельной, что об этом не могли молчать даже представители земельной аристократии. Князь В. Шаховский из Витебской губернии в 1866 г. в «Витебских губернских ведомостях»12 писал, что в уездных городах и, особенно, в уездах «все меры Правительства о сохранении народного здравия при настоящем устройстве медицинской части решительно не применимы», когда «сплошь и рядом различные болезни... поражают целые крестьянские семейства и половина заболевших падают их жертвами без всякой медицинской помощи, в случае же эпидемии беспомощные крестьяне часто умирают сотнями». «Приехав на место, врач спешит оказать помощь больным, он взял с собою необходимые лекарства, но их оказалось недостаточно, а больше взять негде, и потому три четверти заболевших и не получивших лекарство погибало, да и те, которым оказана помощь, сомнительно, чтобы выздоравливали, потому что лежат на грязных постелях, в курных, сырых и холодных избах, употребляют грубую и не питательную пищу... уход за ними самый безобразный».
Становилось очевидным, что уездный врач мог выполнять свои обязанности в сельской местности только формально.
В. Шаховский предлагал осуществить «устройство крестьянских больниц», по одной на две волости с 8 кроватями каждая, объединив для этого землевладельцев, которые предоставят лес.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.