Очерки истории здравоохранения Гомельской области. Врачебно-санитарное дело в регионе во второй половине ХIХ — начале ХХ века. Медицинское обслуживание населения. Организаторская и лечебно-профилактическая работа в 1956—1970 гг., страница 75

Сокращение, таким образом, сроков лечения, количество койко-дней давало бы экономию, но этими деньгами администрации лечебных учреждений распоряжаться не могли. В медицинских учреждениях требовалось утвердить приоритет амбулаторно-профилактической помощи, отказаться от показателей коечной мощности стационаров как нормативных. Он не должен быть точкой отсчета для определения заработной платы руководителя, штатного расписания.

По итогам Витебского эксперимента с начала 2003 года здравоохранение Республики Беларусь приступило к введению новой системы хозяйствования и управления. Уже с 2001 года планирование и выделение финансовых средств на оказание медицинской помощи осуществляется на основе нормативов бюджетной деятельности расходов в расчете на 1-го жителя, определяемые по специальной методике для каждого административного региона республики. На их основе местные органы здравоохранения планируют объемы различных видов медицинской помощи, гарантированные государством.

Среди базовых районов республики, где формируются и применяются государственные минимальные социальные стандарты, определены Гомельский и Наровлянский.

Как показали результаты контроля, норматив бюджетной обеспеченности расходов на здравоохранение в расчете на одного жителя на 2003 год варьировал от 59399 рублей в Гомельском районе до 131204 рублей в Наровлянском. Такое различие объясняется различными объемами медицинской помощи, а также степенью развития инфраструктуры. При этом каждый житель имел право получить медицинскую помощь на уровне области и республики (8).

За 8 месяцев 2003 года по сравнению с аналогичным периодом прошлого года нагрузка на амбулаторно-поликлиническое звено увеличилась на 13,8%, объем стационарной помощи уменьшился на 7,7%, количество больных, пролеченных в дневных стационарах амбулаторно - поликлинических учреждений, увеличилось в 2,5 раза.

В Наровлянском районе также увеличилась нагрузка на амбулаторно-поликлиническую сеть. Каждый условный житель района должен был воспользоваться сетью 10 раз вместо 8,7 как в 2002 году. Врач и фельдшер посетить больных из расчета на 1 жителя соответственно 0,72 и 6,6 раза, тогда как в 2002 году эти показатели были 0,32 и 4,57.

По части реструктуризации в районе сокращено 3 ФАПа, из двух сельских больниц создана амбулатория. Прошли сокращения в районных больницах. К сентябрю 2003 года вместо 205 коек стало 100. В ТМО из 35,75 штатных врачебных должностей вакантны лишь 3,5 ставки.

Таким образом, промежуточные итоги показывают, что финансирование стандартов приводит к экономии средств, что позволяет лечебно - профилактическим учреждениям своевременно выдавать заработную плату, принимать меры по самостоятельному укреплению материальной базы и самое главное делать медицинское обслуживание людей более качественным (9).

Наряду с разработкой стандартов в области проведена оптимизация структуры подведомственных организаций здравоохранения (сокращено в 2002 году 7 участковых больниц, родильных домов и ФАПов, экономия бюджетных средств составила 8605,8 млн. рублей, из них в результате сокращения штатной численности (1239 должностей) — 1933,7 млн. рублей. В результате сокращения коечного фонда (1005 коек) — 1266,2 млн. рублей (10).

Весомым вкладом в развитие и совершенствование системы здравоохранения в области являются поставки гуманитарной помощи со стороны благотворительных организаций ряда зарубежных стран. В 1998—2002 годах наиболее крупными получателями грузов гуманитарной помощи в Гомельской области были общественное объединение «Гомельский областной фонд «Жизнь с Чернобылем» — 6,8 млн. долларов США (Германия, Бельгия, Испания, международное благотворительное общественное объединение «Помощь детям Чернобыля» г. Гомель — 9 млн. долларов США (Германия, Италия, Бельгия).

Работа передвижного информационного комплекса DAF

во время проведения традиционной Акции здоровья. Гомель, 1995 г.