Сокращение, таким образом, сроков лечения, количество койко-дней давало бы экономию, но этими деньгами администрации лечебных учреждений распоряжаться не могли. В медицинских учреждениях требовалось утвердить приоритет амбулаторно-профилактической помощи, отказаться от показателей коечной мощности стационаров как нормативных. Он не должен быть точкой отсчета для определения заработной платы руководителя, штатного расписания.
По итогам Витебского эксперимента с начала 2003 года здравоохранение Республики Беларусь приступило к введению новой системы хозяйствования и управления. Уже с 2001 года планирование и выделение финансовых средств на оказание медицинской помощи осуществляется на основе нормативов бюджетной деятельности расходов в расчете на 1-го жителя, определяемые по специальной методике для каждого административного региона республики. На их основе местные органы здравоохранения планируют объемы различных видов медицинской помощи, гарантированные государством.
Среди базовых районов республики, где формируются и применяются государственные минимальные социальные стандарты, определены Гомельский и Наровлянский.
Как показали результаты контроля, норматив бюджетной обеспеченности расходов на здравоохранение в расчете на одного жителя на 2003 год варьировал от 59399 рублей в Гомельском районе до 131204 рублей в Наровлянском. Такое различие объясняется различными объемами медицинской помощи, а также степенью развития инфраструктуры. При этом каждый житель имел право получить медицинскую помощь на уровне области и республики (8).
За 8 месяцев 2003 года по сравнению с аналогичным периодом прошлого года нагрузка на амбулаторно-поликлиническое звено увеличилась на 13,8%, объем стационарной помощи уменьшился на 7,7%, количество больных, пролеченных в дневных стационарах амбулаторно - поликлинических учреждений, увеличилось в 2,5 раза.
В Наровлянском районе также увеличилась нагрузка на амбулаторно-поликлиническую сеть. Каждый условный житель района должен был воспользоваться сетью 10 раз вместо 8,7 как в 2002 году. Врач и фельдшер посетить больных из расчета на 1 жителя соответственно 0,72 и 6,6 раза, тогда как в 2002 году эти показатели были 0,32 и 4,57.
По части реструктуризации в районе сокращено 3 ФАПа, из двух сельских больниц создана амбулатория. Прошли сокращения в районных больницах. К сентябрю 2003 года вместо 205 коек стало 100. В ТМО из 35,75 штатных врачебных должностей вакантны лишь 3,5 ставки.
Таким образом, промежуточные итоги показывают, что финансирование стандартов приводит к экономии средств, что позволяет лечебно - профилактическим учреждениям своевременно выдавать заработную плату, принимать меры по самостоятельному укреплению материальной базы и самое главное делать медицинское обслуживание людей более качественным (9).
Наряду с разработкой стандартов в области проведена оптимизация структуры подведомственных организаций здравоохранения (сокращено в 2002 году 7 участковых больниц, родильных домов и ФАПов, экономия бюджетных средств составила 8605,8 млн. рублей, из них в результате сокращения штатной численности (1239 должностей) — 1933,7 млн. рублей. В результате сокращения коечного фонда (1005 коек) — 1266,2 млн. рублей (10).
Весомым вкладом в развитие и совершенствование системы здравоохранения в области являются поставки гуманитарной помощи со стороны благотворительных организаций ряда зарубежных стран. В 1998—2002 годах наиболее крупными получателями грузов гуманитарной помощи в Гомельской области были общественное объединение «Гомельский областной фонд «Жизнь с Чернобылем» — 6,8 млн. долларов США (Германия, Бельгия, Испания, международное благотворительное общественное объединение «Помощь детям Чернобыля» г. Гомель — 9 млн. долларов США (Германия, Италия, Бельгия).
Работа передвижного информационного комплекса DAF
во время проведения традиционной Акции здоровья. Гомель, 1995 г.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.