Очерки истории здравоохранения Гомельской области. Врачебно-санитарное дело в регионе во второй половине ХIХ — начале ХХ века. Медицинское обслуживание населения. Организаторская и лечебно-профилактическая работа в 1956—1970 гг., страница 23

А ведь предстояло решить проблемы укомплектования врачебных участков, улучшать там условия труда и быта, добиваться приемлемой заработной платы, ибо она в округе была ниже, чем в соседней Брянской области, осуществлять нормальную координирующую и контрольную работу в окружной системе здравоохранения.

В целом проведенная реорганизация при значительном сокращении аппарата и дефиците врачебных кадров не дала должных результатов. По сути дела роль Инспектуры свелась к информированию наркомата, разбору просьб и жалоб на местах. На организацию лечебного дела в районах не хватало сил и средств.

Еще одним обстоятельством, которое никак не способствовало стабилизации структуры местных органов здравоохранения, являлось практически беспрерывное изменение административно-территориального деления республики. Обозначившаяся трехзвенная система территориального деления — сельсовет, район, округ — имела крупный недостаток. Округа оказались мелкими. Начиная с 1927 г. в республике неоднократно происходили укрупнения и разукрупнения районов, ликвидировались и создавались округа, пока правительство не пришло к пониманию необходимости создания областей, получивших законодательное оформление в 1938 г.

Эта перманентная административная реформа парализовала, по сути, созидательную работу местных органов. Каждое изменение административных границ вело к созданию комиссий по приемке имущества. Они составляли инвентарные описи медикаментов и инструментария, проводили собрания в коллективах лечебных учреждений, устраняли возникающие споры и недоразумения. В здравоохранении через каждые несколько лет надо было менять контуры лечебной сети, находить порядок соподчинения, разрешать постоянно возникающие вопросы имущественного характера, сохранять хоть какую-то преемственность в работе. Даже санитарно-статистическая отчетность была изъята из органов Наркомздрава и передана ЦСУ. В немалой степени эта реформа предопределит будущие серьезные недостатки в работе отрасли.

К числу новых моментов в организации здравоохранения этого периода можно отнести все более утверждающуюся практику планирования. Окружные отделы здравоохранения разрабатывали свои годовые планы, опираясь на предложения своих отделов. Так, план работы Мозырского окружного отдела 1926—1927 гг. состоял из пяти разделов. В нем имелась общая вводная часть и перечень мероприятий по важнейшим направлениям лечебно-санитарной работы. Со времени утверждения первого пятилетнего плана народнохозяйственного строительства начали разрабатываться и осуществляться пятилетние планы развития здравоохранения. В результате работы над планами создавалась цельная концепция развития здравоохранения республики. План наркомата определял основные направления работы органов здравоохранения и отдельных медико-санитарных учреждений, намечал контрольные параметры. Несмотря на отсутствие необходимого опыта, можно отметить, что планирование не представляло собой простого суммирования планов учреждений отрасли, а предусматривало учет и предложения с их стороны. При составлении таких перспективных и годовых планов органы здравоохранения учитывали экономическое и санитарно-гигиеническое состояние регионов, характер промышленности и сельского хозяйства, демографические показатели населения, эпидемическое состояние и т.д.

В конце 20-х начале 30-х годов руководством страны было принято немало решений, которые способствовали развитию отрасли. Насущные потребности здравоохранения нашли свое отражение в Постановлении ЦК ВКП(б) от 18 декабря 1929 г. «О медицинском обслуживании рабочих и крестьян». Оно имело большое значение, поскольку в нем давался анализ всего, что было сделано за первое десятилетие Советской власти, акцентировалось внимание органов здравоохранения и медицинских работников на нерешенных задачах по преобразованию медицинской помощи трудящимся. В постановлении указывалось на отставание здравоохранения на новом этапе развития промышленности и сельского хозяйства. В нем подчеркивалось: «Состояние работы наркомздравов на практике не обеспечивает проведение в жизнь директив партии. Темп развития дела здравоохранения значительно отстает от роста всего народного хозяйства и потребностей рабочего класса и крестьянства (24). Критика органов здравоохранения, в т.ч. и на Беларуси, имела основания. На местах не проявлялось гибкости и инициативы в создании новых форм медицинского обслуживания, которые соответствовали менявшимся условиям социалистической экономики и культуры.