Очерки истории здравоохранения Гомельской области. Врачебно-санитарное дело в регионе во второй половине ХIХ — начале ХХ века. Медицинское обслуживание населения. Организаторская и лечебно-профилактическая работа в 1956—1970 гг., страница 20

Подотдел здравоохранения в Мозыре состоял из заведующего, одновременно являющегося уполномоченным НКЗ республики и инспектором по лечебной части, инспектора по санитарно-эпидемической части, совмещающего работу судебного эксперта, инспектора по охране материнства и младенчества, медицинского статиста. На этот небольшой аппарат возлагались весьма многочисленные обязанности, выполнять которые было сложно, поскольку все денежные и материальные средства отпускались на Отдел благоустройства. Со временем обозначилась ущербность подобной структуры, низкая степень понимания медицинских проблем со стороны заведующих Отделов благоустройства. В октябре 1924 г. на I съезде уже окружных здравотделов органы здравоохранения были выведены из их состава и отныне строили свою деятельность по принципу полной самостоятельности (16).

Экономическое положение здравоохранения было тяжелым в городе и в деревне. В некоторых источниках встречаются цифры, говорящие о значительном увеличении финансирования в отрасли на душу населения. Утверждается, что уже к 1923г. расходы на одного человека в крупных городах Беларуси достигли 2 руб. 40 коп., на селе 40 коп. Имеющиеся данные позволяют усомниться в такой тенденции. Всего на здравоохранение по всей республике, включая госбюджет, циковский, местный и по фонду «Г» (страхование) расходовалось в 1923/24 г.г. 3,131,908 рублей, или 1.562.954 довоенных рубля. Одна же Минская губерния в 1914г. на здравоохранение тратила 1.151.000 рублей земской смете, что давало на душу 80—90 коп. в городе и 30—40 коп. в деревне. Вот уже в 1925/26 г.г. новый бюджет по здравоохранению имел значительный прирост порядка 70%. В итоге на душу населения республики стало приходиться свыше 1 рубля (17). С этого момента начинается относительный рост финансирования отрасли, и доля здравоохранения в бюджетах местных органов будет довольно значительна.

Таблица 2.1. (18)

Наименование уезда

% уздрава к общему итогу сметы исполкома

Мозырский

Бобруйский

Слуцкий

Борисовский

Червенский

Минский г. Минск

17,3

  13,57

15,0

15,0

14,2

  12,48

18,2

В среднем по БССР  15

по РСФСР    7,64

в т.ч. Гомельский гуздрав  11,59

Некоторое преимущество в финансировании Гомельской, а также Витебской губерний, в сравнении с другими территориями РСФСР, объясняется более поздним выходом из гражданской войны и большими материальными потерями. Вскоре индустриализация и реконструкция народного хозяйства потребуют от республики большего напряжения, и удельный вес охраны здоровья в местных бюджетах начнет постепенно снижаться.

Важной составной частью утверждающегося нового здравоохранения являлось социальное страхование и охрана труда рабочих на предприятиях. В губернии были созданы специальные отделения медпомощи застрахованным и страховые советы при них. Страховой совет согласовывал деятельность отделений медпомощи с профессиональными и страховыми организациями и заинтересованными ведомствами. В него входили представители отделения медпомощи, губернского совета профессиональных союзов, управления госстраха, губернского совета народного хозяйства, губохраны труда, союза «медикосантруд». В ведение этого органа входила организация медицинской помощи застрахованным, установление норм этой помощи, распределение основного лечебного фонда. Следует отметить, что с самого начала между органами здравоохранения и социального страхования возникли противоречия в том, кто должен распоряжаться страховочным фондом, или фондом «Г». Медработники обосновывали свои притязания исходя из того, что вывод средств фонда «Г» из-под их контроля приведет к расходованию средств страховыми кассами не по назначению, кроме того, вывод фонда из-под влияния медиков грозил нарушению принципа единства медицины, ибо органы страхования, если им будет предоставлено право выделять средства по своему усмотрению, будут стремиться к восстановлению специальной страховой медицины. В конце концов Наркомтруд РСФСР принял в конце 1923 г. декрет о фонде «Г» в пользу органов здравоохранения, но в жизнь он претворялся очень медленно.