Очерки истории здравоохранения Гомельской области. Врачебно-санитарное дело в регионе во второй половине ХIХ — начале ХХ века. Медицинское обслуживание населения. Организаторская и лечебно-профилактическая работа в 1956—1970 гг., страница 21

Чтобы некоторые процессы, происходящие в регионе, были более понятны, рассмотрим их ход в масштабах республики. Многое было сделано по становлению фармацевтической службы. Единой системы руководства аптечным делом в первые годы советской власти не существовало. Аптечные учреждения на местах открывались стихийно. В крупных городах (Минск, Витебск, Могилев) аптеки находились в подчинении аптечных управлений, в остальных — в ведении исполкомов или горздравотделов. Городское аптечное управление в Минске было создано 15 мая 1922 г. по решению Мингорисполкома.

В составе НКЗ для координации деятельности фармацевтической службы был создан фармподотдел. В июле 1922 г. СНК БССР принял постановление «О торговле аптекарскими товарами и оптовой торговле медикаментами». В том же году фармподотдел НКЗ был преобразован в фармацевтический отдел, на который были возложены функции по организации торговли (снабжению) медицинскими товарами. В последующем,  1932 г., данный отдел был реорганизован в фармацевтическую инспекцию НКЗ. В это время были созданы хозрасчетные аптечные управления в округах, приняты положения об окружных аптечных управлениях.

В январе 1927 г. коллегией НКЗ БССР решено создать единый централизованный аптечный центр с отделениями в округах. До этого все вопросы, касающиеся оптовой торговли медикаментами, находились в ведении созданного в 1923 г. «Белмедторга». В 1924 г. по решению НКЗ в Минске организуется галенофармацевтическая фабрика (19).

Участники съезда фармработников Гомельской губернии 1924 г.

Предпринятая в 1925 г. попытка организации Белорусского фармацевтического товарищества на паевых началах не удалось.

В целях планового и экономного снабжения медицинским имуществом и производства медикаментов в республике коллегия НКЗ организовала объединенное фармоуправление при наркомате с отделениями в окружных городах. Во главе фармоуправления стоял нарком и его заместитель, в окружных отделениях — заведующий окрздрава или его заместитель. В функции фармоуправления входило: закупка и распределение медикаментов, инструментов и другого имущества по всей медико-санитарной сети Беларуси, производство медикаментов, организация работы аптек по планам и нормам НКЗ, а также само содержание и управление аптечной сетью. Эта структура работала на основе хозрасчета и органично вписывалась в механизм новой экономической политики.