Очерки истории здравоохранения Гомельской области. Врачебно-санитарное дело в регионе во второй половине ХIХ — начале ХХ века. Медицинское обслуживание населения. Организаторская и лечебно-профилактическая работа в 1956—1970 гг., страница 73

В нем предусматривалось перейти от отраслевого к территориальному принципу управления здравоохранением. Основной структурной единицей стало территориально-медицинское объединение (ТМО). Предполагалось, что отношения между входящими в него учреждениями будут основываться на экономических принципах, учитывающих уровень развития медицинской помощи в регионе. В части финансирования ожидалось целевое выделение средств из государственного бюджета по отдельным статьям расходов, с учетом долговременных стабильных нормативов, привлечением при этом доходов от развития платных услуг и иных источников доходов.

Из задуманного удалось продвинуться в формировании ТМО. Гиперинфляция и недостаточность финансирования привели к сворачиваемости внедрявшихся в 1990—1993 годах экономических отношений.

В июне 1994 года была утверждена новая Концепция развития здравоохранения. Планировалось достичь согласованности темпов реформирования народного хозяйства и системы здравоохранения, создание рынка медицинских услуг, расширение негосударственных источников финансирования. Однако, эта проблема привлечения средств остается актуальной и по сей день. Как показал опыт, решить ее пока не может развитие разных форм страхования, создание, как в России, фондов системы обязательного страхования.

Вместе с тем, вполне очевидно, что внедрение обязательного медицинского страхования может быть осуществлено при достаточно стабильной экономике в целом по стране и развитой системе хозрасчетных отношений в отрасли.

Концепция развития здравоохранения республики значительную роль отводит поэтапному внедрению института врача общей практики. Для этого в нашей медицинской практике появились и объективные предпосылки.

Поликлиническая служба как целостное направление в системе здравоохранения была явлением уникальным. В развитие отечественного здравоохранения заслуг у поликлиники хватает. И, тем не менее, однозначно эту службу не оценить. При ее создании ставились три проблемные задачи: максимальное приближение медицинской помощи к населению; осуществление преимущественного лечения больных в амбулаторно-поликлинических условиях (что дешевле и предпочтительнее); направление больных на стационарное лечение при предварительно проведенном обследовании (что сокращает длительность пребывания их там).

Первая задача была выполнена полностью, и это явилось одним из великих достижений социалистической страны — квалифицированность, доступность медицинской помощи практически в любое время и в любом месте. А по двум последующим задачам результат не столь однозначен.

Проведенные исследования показали, что участковый врач самостоятельно оказывает помощь всего лишь 40—42% больных, а всех остальных направляет к «узким специалистам», т.е. работает больше как диспетчер. Участковый врач утратил свою ответственность перед пациентами и интерес к ним (для сравнения: в Великобритании врач общей практики самостоятельно оказывает помощь 80—82% пациентов).

Система здравоохранения, унаследованная от Советского Союза, наряду с неоспоримыми достоинствами, имела и существенный недостаток. При декларируемой доступности и бесплатности для населения она была высоко затратной. В настоящий момент в связи с изменившейся экономической ситуацией поддерживать систему в неизменном состоянии становится невозможным.

Перераспределение ресурсов на уровень первичной медицинской помощи, внедрение стационарозамещающих технологий; преобразование первичной медицинской помощи, которая должна значительно повысить качество и эффективность медицинских услуг на догоспитальном этапе, в т.ч. на дому, и неотложной медицинской помощи, оказываемой поликлиниками, улучшить преемственность оказания медицинской помощи на всех уровнях, снизить потребность в госпитализации и позволить использовать коечный фонд более рационально, укрепить психологические контакты пациентов с врачами, повысить медико-социальную защищенность.