Очерки истории здравоохранения Гомельской области. Врачебно-санитарное дело в регионе во второй половине ХIХ — начале ХХ века. Медицинское обслуживание населения. Организаторская и лечебно-профилактическая работа в 1956—1970 гг., страница 19

Второй особенностью перехода органов здравоохранения в новых условиях являлась передача средств для оказания медпомощи с госбюджета на местные органы власти. С декабря 1921 г. отпуск централизованных средств значительно уменьшился, и последующий период по май 1922 г. был очень болезненным. В этих условиях пришлось идти на решительное сокращение штатов и лечебной сети. Всего по губернии были закрыты 9 больниц и 4 врачебных амбулаторных пункта, 24 фельдшерских пункта, 33 зубамбулатории, на 1008 сокращено число коек. При сокращении практически на 50 процентов лечебной сети, уменьшилось число медицинских работников. Таким образом, большая губерния с количеством населения более двух миллионов душ с территорией, составляющей 64864 кв. верст, имела 8 больниц на 2197 коек, 190 врачей, на каждого из которых приходилось 10526 жителей, 340 лекпомов и 112 акушерок (13). Менее болезненно прошло сокращение штатов в Мозырском уезде. Объясняется это тем, что в малочисленных лечебных учреждениях уезда штатное расписание не было заполнено. В самом Мозыре из 10 штатных врачей недоставало 5, в уезде из 7 не было занято 5 должностей. Катастрофически недоставало среднего медицинского персонала. Всего же уздравом было оставлено в штатах 47 человек, при этом 27 специалистов работали по совместительству при содержании их волостными исполкомами (14).

Секвесторизация отрасли происходила по следующим направлениям: сокращались наиболее слабые в материальном плане учреждения, уменьшалось, где можно, количество коек, некоторые объекты объединялись, что давало небольшое сокращение хозяйственных расходов. При переходе на местный бюджет оказалось, что и сокращенную сеть трудно содержать. Пути выхода из положения рассматривались в губернском экономическом совете, на губернских и уездных съездах советов.

В конце августа 1921 г., заслушав предложения тогдашнего заведующего Гомельским облздравотделом М. Кагановича, бюро губкома РКП приняло решение о путях преодоления кризиса. Предлагалось в сельской местности содержание материальной базы возложить на местное население в форме натурального налога, взимающегося через местный исполком.

Наилучшие результаты, как показала практика, дало самообложение. Там, где участковые медицинские работники пользовались доверием, население помогало средствами в ремонте учреждений, снабжении топливом, оплате труда. Сам же губисполком разработал специальное положение о представлении губздраву средств через 10% промысловый налог с предприятий всех форм собственности на нужды здравоохранения. Вводился налог на лиц, занимающихся частной практикой. Лечебные детские учреждения переводились на содержание хозяйственных органов и т.д. (15).

Значительную реорганизацию претерпело и аптечное дело. Исходя из экономии, одновременное существование фармацевтического подотдела в губздраве и аппарата управления хозяйственными аптеками стало ненужным. Фармацевтический отдел губздрава был преобразован в управление аптечным делом. В его ведомстве находились центральные аптечные склады, химико-фармацевтические лаборатории, аптеки. Стала широко практиковаться сдача аптек в аренду. Выполнение договоров об аренде тщательно проверялось представителями профсоюзов.

В результате проводимых мероприятий по сокращению сети, без работы в Гомеле оказалось 110 человек, они состояли на учете в медсекции при бирже труда, имели, как правило, низкую медицинскую квалификацию. В сельской местности безработных не было, поскольку там были худшие условия труда и быта, низкая зарплата, и городские врачебные кадры в деревню не ехали. Они были связаны с семьей и занимались частной практикой по своему местожительству.

Меры по реорганизации лечебной сети и кадров были вынужденными, временными и, конечно, не способствовали улучшению качества медицинского обслуживания.

Следует отметить особенности в функционировании местных отделов здравоохранения. Если в Гомельской губернии здравотделы обладали самостоятельным статусом в управленческих структурах, то в БССР они входили на правах подотделов в Отделы благоустройства, к тому же были малочисленны.