Очерки истории здравоохранения Гомельской области. Врачебно-санитарное дело в регионе во второй половине ХIХ — начале ХХ века. Медицинское обслуживание населения. Организаторская и лечебно-профилактическая работа в 1956—1970 гг., страница 3

До сих пор медицинское дело в белорусских губерниях оставалось в ведении Приказов общественного призрения, которым еще с 1775 г. вменялась забота об оказании медпомощи населению, строительство и содержание больниц. Деятельность этих учреждений свидетельствует, что единой государственной политики в делах медицины не существовало, никто не проявлял интереса к положению на местах, обеспечению их кадрами, состоянию материальной базы. Главное ведомство, которое курировало медицину — Министерство внутренних дел — свою деятельность свело к сбору отчетности. Этим объяснялась неравномерность в организации медико-санитарного дела в губерниях, и, в частности, распределение медицинских чинов по местностям. Так первые статистические данные 1861—1863 г.г. по одной из белорусских губерний — Минской, показывают, что она имела 115 врачей, подведомственных МВД, 5 — Министерству государственных имуществ. Лекарственными средствами население обеспечивало 22 аптеки. Один врач приходился на более чем 8 тысяч человек. Отметим, что эти показатели были лучше, чем в губерниях центральной России, исключая, конечно, Московскую. Всего по России, по данным отчета Министра внутренних дел, в 1863 г. имелось 2135 врачей, состоящих в ведомстве МВД, причем до 800 медиков практиковало в столицах и значительное число в губернских городах (1).

Появление системы по медобслуживанию населения связано в России с Положением о земских учреждениях (1864 г.), в ведение которых было отнесено попечение о бедных, сиротах и неизлечимых больных, участие в мероприятиях по сохранению народного здоровья. Это положение распространялось в 34 губерниях Российской империи. В 11 же западных, в т.ч. в Беларуси, боясь развития национального движения, царское правительство земские самоуправления пока не вводило. Здесь объем медицинской помощи строго регламентировался особым решением Госсовета «Об устройстве врачебной части в селениях тех губерний, в коих не введено «Положение о земских учреждениях» (1868 г.). Согласно этому документу, в каждый уезд назначались один сельский врач, один фельдшер на участок до 7 тыс. душ населения и 3 повивальные бабки. Медицинскому персоналу выделялся небольшой запас лекарственных средств и рекомендовалось самостоятельно проводить сбор лекарственных растений. В обязанность уездного сельского врача входило лечение обращающегося за помощью населения, проверка правильности лечения и распоряжений фельдшеров, выезд на эпидемии, организация оспопрививания. Этим положением не предусматривалось строительство и содержание сельских лечебниц, в связи с чем крестьяне многих уездов открывали их в простых крестьянских избах и содержали на свои собственные средства, нанимали сверхштатных фельдшеров, а иногда и врачей.

Постановку врачебного дела на территории контролировали врачебные отделения, которые с 1865 г. были преобразованы из врачебных управ, существовавших в составе губернских правлений. Они имели в штате губернского врачебного инспектора, его помощника, фармацевта и делопроизводителя. Инспектору принадлежало право общего надзора по медицинским вопросам в губернии и, в ряде случаев, наблюдение за прохождением медицинских дел через губернское правление.

Для рассмотрения научно-медицинских вопросов создавалось так называемое совещательное присутствие, в котором по мере надобности участвовали уездные, городовые врачи, иногда представители медицинских обществ и вольнопрактикующие врачи. Врачебный инспектор осуществлял также полицейскую опеку над медико-санитарной организацией земств и городских самоуправлений.