Немецкая классическая философия. Трансцендентальный идеализм Иммануила Канта. Особенности кантовского рационализма. Философия Абсолюта Йозефа Шеллинга. Объективный идеализм Фридриха Гегеля

Страницы работы

Содержание работы

Немецкая классическая философия

I. Условия возникновения и наиболее важные особенности немецкой классической       философии.

1. Мировоззренческое и теоретическое своеобразие немецкой классической философии.

2. Социально-политический контекст немецкой классики.

3. Немецкая классика и идеи Просвещения.

II. Трансцендентальный идеализм Иммануила Канта.

1. Философия докритического периода.

2. Учение Канта о разуме.

3. Моральная философия Канта.

4. История, общество, право в воззрениях Канта.

5. Особенности кантовского рационализма.

III. Субъективный идеализм Готлиба Фихте.

1. Своеобразие философии Фихте.

2. Учение об «Абсолютном Я».

3. Сущность и назначение человека.

4. Теория «замкнутого торгового государства».

IV. Философия Абсолюта Йозефа Шеллинга.

1. Натурфилософские взгляды.

2. Учение об Абсолюте.

3. Позитивная философия откровения.

V. Объективный идеализм Фридриха Гегеля:

1. Особенности гегелевского рационализма.

2. Ранняя философия (народная религия и феноменология духа).

3. Учение о саморазвитии абсолютной идеи.

4. Философия истории и государства.

I. Условия и наиболее важные особенности немецкой классической философии.

1.Мировоззренческое и теоретическое своеобразие немецкой классической философии.

Немецкая классическая философия, несомненно, является одним из самых выдающихся этапов развития философской мысли. Объем и глубина этой философии до конца не понята и до сегодняшнего дня. Само название, закрепившееся за определенным этапом и типом европейской философии, вполне показательно. Она удостоилась звания «классической» (единственная после древнегреческой классики).

Обычно, говоря о классическом,  предполагают нечто образцовое, первоклассное, то, что имеет непреходящую ценность. Классическими называют те продукты творческой деятельности человека, которые не исчезли вместе со своей эпохой, а стали ее выражением в дальнейшем развитии культуры. Такова немецкая философия конца 18 – начала 19 веков.

Тип философствования немецкой классики имеет универсальный характер. Это действительно высокая философская теория, характеризующаяся глубиной, многоплановостью, системностью, категориальной проработанностью философской проблематики самой «высшей пробы». Именно она придает философии облик специальной системы дисциплин, идей и понятий, а также специально разрабатывает философскую методологию. Сама же философия приобретает самостоятельное академическое место, и впервые, призвание «философ» и социальный статус «университетский преподаватель» совпадают в лице великих представителей этой философии.

Крупнейшими представителями немецкой классической философии являются: Иммануил Кант (1724-1804), Иоганн Готлиб Фихте (1762-1814), Фридрих Вильгельм Йозеф Шеллинг (1775-1854), Георг Вильгельм Фридрих Гегель (1770-1831). Но своим формированием эта философия обязана не только им.

Характеризуя истоки этой философской культуры, необходимо назвать хотя бы следующие имена: немецкий философ-мистик 16-17 веков Якоб Бёме, иррационалист Иоганн Георг Гаман, которого называли «северным магом» или «немецким Сократом», рационалист Христиан Вольф, определивший лицо академического курса по философии в немецких университетах и, наконец, немецкие просветители Готфрид Эфраим Лессинг и Иоганн Готфрид Гердер.

Кроме того, на взгляды великих философов повлияло духовное и теоретическое «соседство» некоронованного короля немецкой культуры Иоганна Вольфганга Гёте движение романтизма: Йенские романтики – братья Шлегель (Август и Фридрих), Фридрих Гёльберлин, Николас Новалис (Фридрих фон Харденберг), Фридрих Шлейермахер, и Гейдельбергские романтики: Франц Брентано и братья Гримм (Якоб и Вильгельм).

Но дело не только в системности, фундаментальности и теоретической добротности этой философии. Немецкую классику отличает совершенно особый философский дух, незамутненный альянсами с другими формами духовной деятельности, самодостаточный, мощный, хорошо организованный. Философская рефлексия здесь соотнесена не столько с тем или иным аспектом бытия, а, прежде всего, с бытием разума, понимаемым как всеохватное универсальное бытие. Это рефлексия о духовной сущности мираДухе, Разуме, равнозначными Богу. Поэтому приоритетным «внешним» предметом этой философии является целостность культуры и ее историческая динамика. Не случайно, согласно Гегелю, «философия есть… современная ей эпоха, постигнутая в мышлении».

Мыслителей, причисляемых к немецкой классике, объединяло сходное понимание роли философии в истории человечества, в развитии культуры. Философии они вверяли высочайшую духовную миссию – быть критической совестью культуры. Поэтому она организуется вокруг задачи проследить и объяснить единую нить становления и развертывания духа человеческой культуры, историю духа, его судьбу.

А интересы и настроения духовно-культурного окружения немецкой философии еще более усиливали в ней доминанту Духа и Разума, так что ее стали еще часто называть немецким классическим идеализмом. Правда, каждая система являет свой тип идеализма. Философия Канта во многом дуалистична, философия Фихте сориентирована субъективистски, Объективный идеализм Шеллинга пантеистичен и эстетичен, а объективный идеализм Гегеля логичен, рационалистичен и историчен.

Похожие материалы

Информация о работе