Немецкая классическая философия. Трансцендентальный идеализм Иммануила Канта. Особенности кантовского рационализма. Философия Абсолюта Йозефа Шеллинга. Объективный идеализм Фридриха Гегеля, страница 59

Гегель полностью убежден, что систематический абсолютный дух не коснеет в своей логичности, а по отцовски поддерживает лучшую долю, судьбу мира. Но то, как он представляет движение абсолютного духа к себе через историю, создает совершенно иную «панораму» - панораму многостороннего отчуждения.

Дух шествует по истории, ощущая себя в истории почти что дома. Цель всемирной истории – познание мировым разумом самого себя. Но осуществляя эту цель, дух реализует особую «хитрость»: он достигает своих целей исподволь, и чужими руками. В своем конкретном существовании каждый человек преследует свои цели, «ища и добиваясь своего». Но «в сутолоке мировых событий» люди не ведают, что при этом оказываются средствами и орудиями «чего-то более высокого и далекого», о чем не знают и что бессознательно исполняют. Это что-то и есть мировой дух, «крот истории», который сквозь распри и войны, тяжбы и противоречия реализует требования нравственности, добра и свободы, заложенные в нем. «Побудительные мотивы» поведения людей и подлинные причины истории совсем не одно и то же.

Стержнем в осуществлении внутренней закономерности истории является прогресс в осознании свободы. Гегель склонен считать, что вся всемирная история есть последовательное движение ко все более высоким принципам и идеалам свободы личности. Идея свободы является «воителем народов и мира», она «руководит хором мировых событий», она является их биением сердца и их «внутренним пульсом», она составляет основное содержание духа эпохи. В кузнице этого духа куется экономическая, политическая, юридическая, религиозная, научная жизнь. При этом свобода неотделима от необходимости. Само движение к свободе есть необходимость.

История, по Гегелю, начинается там и постольку, где и поскольку забрезжил в сознании человека восходящий свет свободы. Он забрезжил на Востоке. Но это еще не свет, а лишь предчувствие света, преддверие. В азиатских деспотиях свободен лишь один человек – деспот. В блеске его славы и могущества, великолепия растворяются личности поданных. В его абсолютной воле выражена воля всех. В его свободе желаний и действий меркнет свобода народа, так и не развернувшись. Это первый этап.

Дух продвигается к берегам Эллады. В древней Греции появляется сознание свободы как ценности, к которой надо стремиться, появляется культ свободы и свободного человека в противоположность рабу. Здесь осуществляется принцип: некоторые свободны. Необходимое условие свободы одного человека у античных народов – рабство другого. Такая свобода порождает свою противоположность – абсолютную несвободу.

Начало третьего этапа в развитии сознания свободы Гегель связывает с возникновением христианства у германских народов. Мировой дух переступает границы Германии и здесь впервые ощущает себя дома, ибо здесь признается принцип: человек как таковой свободен. Свобода духа составляет основное свойство его природы. Высший принцип свободы пока только осознан. Реализация же его внедрения в «мирские отношения» «является длительным процессом, который составляет самою историю».

«Всемирная история направляется с Востока на Запад, так как Европа есть безусловно конец всемирной истории, а Азия ее начало. Здесь восходит физическое солнце, а на Западе оно заходит: но на Западе восходит внутреннее солнце самосознания, которое распространяет более возвышенное сияние. Всемирная история есть дисциплинирование не обузданной естественной воли и возвышение ее до всеобщности и до субъективной свободы».

Мировой дух – это осуществление Логики, всемирная история – становление культуры. Становление культуры – это, в свою очередь, становление человечества как родового субъекта. Философия истории неотделима от философии культуры. Движение Духа – это единый историко-культурный процесс, пронизанный диалектикой.