Немецкая классическая философия. Трансцендентальный идеализм Иммануила Канта. Особенности кантовского рационализма. Философия Абсолюта Йозефа Шеллинга. Объективный идеализм Фридриха Гегеля, страница 38

В раннем творчестве Шеллинга создается философско-художественная картина живого пульсирующего мироздания. Величественность процесса этой пульсации может понята и  описана только по законам красоты и на основе эстетического чувства. Роль художника в сознании такой картины не меньшая, а даже большая, чем ученого и философа. Он говорит об этом так:

«Если эстетическое созерцание есть лишь объективировавшееся трансцендентальное, то само собой разумеется, что искусство есть единственно истинный и вечный орган, а также документ философии, который беспрестанно все вновь подтверждает то, чего философия не может дать во внешнем выражении, а именно наличие бессознательного в его действовании и продуцировании и его изначальное тождество с сознательным. Искусство есть для философа наивысшее потому, что оно открывает его взору святая святых, где как бы пламенеет в вечном и изначальном единении то, что в природе и в истории разделено, что в жизни и в деятельности, также как в мышлении вечно должно избегать друг друга.

Представление о природе, которое искусственно строит философ, для искусства изначально и естественно. То, что мы называем природой, - поэма, скрытая от нас таинственными, чудесными письменами. И если бы загадка могла открыться, мы увидели бы одиссею духа, который, увлекательным образом заблуждаясь, в поисках себя бежит от самого себя, ибо сквозь чувственный мир за полунепроницаемой дымкой тумана лишь мерцает, как мерцает смысл в словах, некая страна фантазии, к которой мы стремимся.

Каждая прекрасная картина возникает как бы благодаря тому, что устраняется невидимая преграда, разделяющая действительный мир и мир идеальный; она служит нам просветом, в котором отчетливо встают образы и области мира фантазий, лишь тускло просвечивающие сквозь покров действительного мира. Для художника природы не есть нечто большее, чем для философа; она есть идеальный мир, являющий себя только в постоянном ограничении, или несовершенное отражение мира, который существует вне художника, а в нем самом.»

Описание объективного, природы у Шеллинга обладает как высокой творческой, художественной энергетикой, так и отсутствием склонности к подлинным ественно - научным конкретизациям и констатациям. О стиле шеллинговского философствования Гете говорил следующее: «Как будто идешь в сумерках по знакомой дороге, ориентируешься безошибочно, хотя окружающих предметов не видно.» Именно этот стиль создает специфический образ трансцендентного.

  Этот стиль был не просто капризом или личным предпочтением Шеллинга. Он был определен и обстоятельствами развития естествознания. Наиболее «знаковые» научные открытия были сделаны уже после написания Шеллингом его н6атурфилософских трудов. Он знал только идеи предвосхищавшие важнейшие научные открытия (например, идея о единстве электрической, магнитной и химической активности.) Поскольку эти идеи не могли еще подкрепляться опытом, то уверенность в их бесспорности определялась не естествознанием, а другим духовным и мыслительным источником, разделяющим цели и пафос естественных наук. И этим источником, по мнению Шеллинга был трансцендентальный идеализм, теоретическое оформление и систематизация которого и должны стать главным философским делом.

Суть этого идеализма можно представить двумя способами. Более краткий связан с известным рукописным фрагментом, называемым «Первая программа системы немецкого идеализма», авторство которой до сих пор не установлено. Многие исследователи склоняются к мнению, что это текст Шеллинга, предшествующий его работе «Система трансцендентального идеализма». Основные идеи здесь следующие:

1. В будущем вся метафизика сольется с моралью. Этика станет завершенной системой всех идей.

2. Исходной идеей этой системы будет идея об абсолютно свободном существе.

3. Эта идея будет базисом для создания «большой физики», потому что одновременно со свободным существом возникает целый мир.

4. Только реальность реального мира дает возможность выработать на основе знания природы идею человечества.