Немецкая классическая философия. Трансцендентальный идеализм Иммануила Канта. Особенности кантовского рационализма. Философия Абсолюта Йозефа Шеллинга. Объективный идеализм Фридриха Гегеля, страница 52

Важнейшей идеей в этом случае становится идея абсолютной реальности. Абсолютная реальность и есть этот субъект-объект как таковой. И реальность эта по своей природе духовна. Она должна быть духовна, чтобы обладать способностью познать себя. И тогда эта реальность – истинное. Гегель говорит: «Абсолютное – вот что истинное».

В этом случае абсолютная реальность оказывается в необычных отношениях с человеком. Она – объект стремлений человека, поскольку истинное – объект его стремлений. Она родственная с нашим познанием, потому что она духовна и самосознательна. Она дается человеку путем восхождения его разума к абсолюту, поскольку дух «хочет» самопознания, которое реализуется в усилиях человека.

Ступени, которые проходит, приближаясь к духу, сознание человеческое – это чувственная достоверность, восприятие и рассудок. Чувственная достоверность – это наивная детская убежденность в адекватности сознания. Это даже не убежденность, а нерефлексивное принятие того, что просто существует. Это наивное целостное состояние не может долго сохраняться, оно становится несчастным, музыкальным, разорванным сознанием.

Сначала это происходит в форме восприятия, когда вещь понимается как самостоятельная единица, представленная в чувственности, но представленная как то, что находится вне чувственности. Затем это происходит в более организованной форме рассудка, который стремится сделать эту отдаленность предмета от сознания объектом теоретического рассмотрения и обоснования. Любой предмет описывается на основе внечувственных сил и законов, которые познаются лишь интеллектуально.

И в восприятии и в рассудке предмет и сознание предмета оказываются разорванными, чуждыми друг другу. Но это определяется не реальным положением дел, а недостаточными усилиями сознания. Если мы посмотрим на чувственную достоверность, восприятие и рассудок не как на самодостаточные характеристики сознания, а как на этапы более фундаментального процесса познания абсолюта, то тогда станет ясно, что все эти формы – лишь начальные этапы самопознания духа. Они предшествуют подлинному самопознанию как этапы «полагания» предмета. Сознанию в этом состоянии кажется, что предмет является самостоятельным и внешним, но это всего лишь иллюзия. На самом деле абсолют сам «полагает», как бы кладет перед собой частички самого себя в качестве внешних предметов, для того, чтобы тщательнее провести свой собственный анализ.

В этот момент дух действительно переходит на стадию самосознания, начинает мыслить, понимает, что все предметы мира – не что-то внешнее для него, а «внешнее-внутреннее», им же самим и для себя созданное внешнее. На этой стадии субъективные возможности человеческого мышления должны быть полностью подчинены объективной разумности Абсолюта.

Высшая доблесть человеческой мысли соответствовать разуму абсолютной идеи, для чего есть два способа. Во-первых, теоретическое постижение тонкостей диалектики, которая описывает способ действия, развития, правила жизни, логику Абсолюта. В результате и становится возможным создание системы, способной описывать мир. Истина мира должна предстать в форме системы. Во-вторых, постижение смысла исторического общественного и культурного развития, потому что история и культура – это тот язык, на котором Абсолют может обратиться к человеку. История понимается как способ бытия субъекта, призванного Абсолютом.

В результате человеку откроется область объективного духа, он станет способен понять ее сущность как саморазвитие абсолютной идеи, а на основе этого понять все многообразнейшие аспекты собственной жизнедеятельности. В центре философской системы Гегеля находится учение о саморазвитии абсолютной идеи, которое раскрывается через диалектику и ряд фундаментальных идей философско-культурологического свойства и завершается разработкой специальных отделов философского знания.

саморазвитие абсолютной идеи

диалектика

тождество

бытия и

мышления

объективация,

отчуждение

Человек, его

Обязанность к

Подлинному

Просвещению

наука как

рациональность

духа