Немецкая классическая философия. Трансцендентальный идеализм Иммануила Канта. Особенности кантовского рационализма. Философия Абсолюта Йозефа Шеллинга. Объективный идеализм Фридриха Гегеля, страница 57

Усилиями именно такой науки формируется наиболее адекватный задачам абсолюта способ постижения истины. Подлинная наука – та, которая дает рациональное обоснование не только природы, но и человека, общества, истории, их взаимосвязи и динамики. Тогда она действительно, а не априорно и во многом произвольно осуществляет мыслительный синтез, вершиной которого является объединение различных дисциплин.

Главной наукой является «Наука логики», в которой соединяются традиционное естествознание и философия. Причем так, что философская система абсолютной идеи, логика ее развертывания этой идеи будет саморефлексией науки. Научные же знания – содержанием и инструментом философии. Такая наука будет универсальной и способной постичь истину. Она включает в себя три части: учение о бытии, учение о сущности, учение о понятии.

Понятно, что саморефлексия науки не является исследованием индивидуальных познавательных возможностей человека, а является наукой о системном теоретическом развертывании мысли. На определенном этапе развития конкретных наук возникает необходимость теоретических систематизаций, которые становятся самостоятельным предметом исследования. Поэтому возникает наука логики. Это логика в собственном бытии. Она есть ключ для понимания научного познания и поэтому становится сама для себя предметом исследования.

Смысловым центром логики как раз и является теоретическое развертывание мысли, безотносительное к своему онтологическому содержанию и практически – нравственному контексту, но предельно внимательное к способу своего развертывания и категориальной структуре. Такая логика (собственно диалектическая) начинается с диалектического взаимодействия трех важнейших категорий: бытие, ничто, становление и затем предстает в системе категорий и законов как в своих «ликах». Благодаря науке логики мы видим как «овнешается» духовное.

Нужно заметить, что сегодня такое понимание науки становится вполне актуальным. Всякий, кто работает со знанием, с его формами, с абстрактными понятийными результатами познания (особенно тот, кто должен передать это машине) понимает, сколь оправдана попытка Гегеля проникнуть в тайны «овнешения», «объективации» духовного: того процесса, в результате которого невидимая глазу работа сознания как бы осаждается разнообразными кристаллами духа, подчиненными логике. (Причем столь определенно, что скоро становится тиражированной.)

Такая наука есть теоретическое дело исторического человека. Человек, творец и исполнитель такой науки, становится действительно универсальным, способным соответствовать целям и задачам абсолюта и выражать их.

Человек в философии Гегеля завершает «философию природы» и открывает» «Философию духа». (Эти работы составляют «Энциклопедию философских наук».) Роль природы в философии Гегеля во многом служебная – произвести то существо, которое обладает даром мысли и понятия, т. е. духом, - человека. Человек своими усилиями довершает самопознание идеи и является таким образом, орудием самообнаружения идеи. Абсолютная же идея является для человека целью и той силой, которая образует для него лестницу восхождения к своей собственной сути.

Поэтому человек у Гегеля выступает не как телесное и психофизическое существо, но как существо чисто духовное, обреченное на историю и философию. Очевидно присущая человеку телесность определяется Гегелем как его конечность, ограниченность надломленность. В человеке всегда присутствует противоречие телесной единичности и бесконечной духовной субстанциональности. Воплощением ее является родовое начало. Неизбежна смерть человека как конечного телесного существа при бессмертии родового начала.

Человек возникает из природы, потому что природа определяется духом. Стало быть и человек в своих главных, субстанциональных характеристиках определяется духом. «Только дух есть истинная сущность человека, а истинная форма духа – это мыслящий дух, логический, спекулятивный».