Немецкая классическая философия. Трансцендентальный идеализм Иммануила Канта. Особенности кантовского рационализма. Философия Абсолюта Йозефа Шеллинга. Объективный идеализм Фридриха Гегеля, страница 36

Это восходящее движение и составляет предмет философии. Его этапы определяют этапы самой философии. И философия Шеллинга в собственном развитии их также проходит. В его философии можно выделить следующие периоды: натурфилософия, трансцендентальный или эстетический идеализм, философия тождества, философия свободы (или творчества), философия откровения (или положительная философия). Важнейшие работы Шеллинга: «Идеи к философии природы», «О сущности человеческой свободы», «Система трансцендентального идеализма», «Введение в философию мифологии».

«Скоропостижное» охлаждение к фихтевскому радикализму является отправной точкой философии Шеллинга. Начиная с увлечения идеей свободы, понимаемой по-преимуществу как социально-политическая, Шеллинг достаточно быстро теряет интерес к «злобе дня» и сосредотачивается в области философии и искусства. Да и сами его политические устремления были скорее философскими, чем радикально-социальными. Попытка его практического дня, в отличие от Фихте, собиравшегося на парижские баррикады, свелась к попытке поехать в Россию, учитывая сильные немецкие корни при русском Дворе.

Преодоление социально-политического радикализма становится у Шеллинга экзистенциальной базой натурфилософии. Всякий пламенный порыв, активизм, героизм начинают пониматься им как изначально безответственные, поскольку всякое размышление о последствиях убивает волю к действию. Но безжалостно очевидная абсурдность осуществления идеалов, к воплощению которых сремиться деятельный герой, вынуждает задуматься над средоточием и оправданием этой деятельности – самосознанием «Я».

Доминирование непреднамеренных результатов над преднамеренными говорит о доминировании бессознательного над сознательным. Добрая воля обнаруживает свою прочность. Но не в намеренном злом отклонении от заданной цели, а в самой субъективистской модели сознания, в самомнении самосознания, не желающего смотреть извне, а только изнутри. И поэтому не понимающего, что бессознательное – это особая необходимость, которая всегда объективируется «наперекор воле действующего».

Поэтому действительно четкое уяснение актов самосознания – это уяснение «объективного», которое обнаруживается субъективным. Субъективное потенцирует объективное, поскольку изначально мы имеем дело не собственно с природой, а с самим процессом познания. Но в какой-то момент мы «настигаем» естественнонаучную форму познания. Это момент, в котором структура познания становится очевидно зависима от структуры предмета. Благодаря этому нам открывается самостоятельность природы. Всякое развитое взрослое сознание есть преодоление субъективизма. «Наш дух чувствует себя свободнее, возвращаясь из состояния умозрения (спекуляции) к наслаждению природой и ее исследованию».

Возвращение природе (в философском размышлении) ее исконных прав – исходное теоретическое устремление Шеллинга. Само его представление о свободе изначально было более связано с концепцией «естественного права», а не с радикальными политическими идеями. И сам термин «естественное право» Шеллинг часто толкует в самом буквальном смысле как «право природы».

Вопрос и совместимости свободы и природы осознается им, вслед за Кантом, как важнейший философский вопрос. Он говорит: «Если я вынужден господствовать в мире явлений и управлять природой по моральным законам, то причинность свободы должна проявлять себя как физическая причинность» Он устремляется к постижению природы и важнейшим инструментом этого считает естественные науки.

Достоинство естественных наук в том, что они исходят из объективного, а не вытесняет его. При этом, стремясь проникнуть на все более глубокие слои объективного, они начинают улавливаться в мире нечто само по себе прогрессирующие, некоторые аналоги интеллекта, намеки на разумность. Тем самым открывается эволюция форм и степеней сознания, возникающего постепенно из досознательных природных форм. Все эволюционные теории, по мнению Шеллинга, говорят о том, что природа «своим умом» намечает себе вехи собственного развития, завершением которого является развитие сознания. Естествознание эволюционных идей есть подлинное возрождение натурфилософии.