Немецкая классическая философия. Трансцендентальный идеализм Иммануила Канта. Особенности кантовского рационализма. Философия Абсолюта Йозефа Шеллинга. Объективный идеализм Фридриха Гегеля, страница 50

Биографы пытаются отыскать будущего великого философа еще в Гегеле гимназисте. Рассказывают о том, что увидевши однажды случайную потасовку сокашников на перемене, Гегель спросил у обидчика: «За что ты его ударил?» И получил ответ: «Так... скучно было». Чему Гегель очень удивился: «А что, ударивши, стало веселей?»

Но действительное определение его судьбы связано все же с учебой в Тюбенгенском университете. Хотя университет не считался местом самого блестящего образования, в нем сложился удивительно замечательный студенческий круг и творческая духовная атмосфера, в которую Гегель органично вписался и в которой был принят как верный, надежный, глубоко чувствующий друг, несмотря на внешнюю неловкость и скованность.

В философию Гегель входил монотонно и трудно и потом также трудно создавал свои произведения. В основном мы знаем его философию из лекций, обработанных учениками и слушателями. Причем лекции его были сложны и неудобны для восприятия, но приковывали к себе невероятной глубиной и логикой.

Долгое время он был привержен мысли о богословской карьере. Потом его интересы склонились несколько в сторону естествознания. Свою габиоитационную диссертацию (открывающую право на научную преподавательскую карьеру) он посвятил астрономическим проблемам. Она называлась «Об орбитах планет» и оказалась малоудачной. В ней на основании ряда рассуждений он отрицал обоснованность попыток найти планету между Марсом и Юпитером, которые предпринимали ученые после открытия Гершелем Урана. Гегель закончил диссертацию осенью 1801 года, а уже в январе 1802 года была открыта Цецера, первая из числа малых планет кольца астероидов между Марсом и Юпитером.

Не в последнюю очередь поэтому он не получил права преподавания в университете, долгое время учительствовал, но не частным образом, а в гимназиях. Некоторый период времени он был даже директором гимназии и читал гимназистам первые свои лекции по философии. И только в 1816 году он получает место профессора сначала в Гейдельбергском, а затем и Берлинском университетах, которое с блеском занимал до конца своей жизни.

Две самые фундаментальные характеристики гегелевской философии следующие: это образцовый объективный идеализм и это образцовая же диалектика. Он утверждает, что весь мир есть реализация абсолютной идеи по диалектическим законам.

За этой почти лапидарной аттестацией скрыто, однако, невероятно сложное содержание. «Мир – абсолютная идея» это высказывание даже само по себе имеет много смыслов. Для Гегеля это прежде всего значит, что мир есть универсальная полнота всевозможных проявлений жизни, которые он представляет в своей философии с большим реализмом, чем материалистические философии. При этом для него характерна не только широта охвата, но и глубина проникновения, вскрытие сущности, благодаря прежде всего к динамике, развитию всех феноменов мира и самого мира.

Для философии Гегеля характерно трудно воспроизводимое перетекание реального в идеальное и наоборот, при невероятной широте и глубине охвата материала. Это привело к тому, что даже такой хорошо знавший гегелевскую философию человек, как Ф. Энгельс, заключил, что эта философия имеет исходное противоречие между системой и методом. Система Гегеля консервативна: она ведет к стагнации при достижении миром состояния абсолютной идеи. Метод диалектики прогрессивен: утверждает неизбывное развитие и динамику действительности. И более того, если принимать абсолютную идею со всей серьезностью гегелевской философии, то придется признать, что сама эта философия и является воплощением абсолютной идеи. А значит как только мы примем и постигнем гегелевскую философию, так сразу станем способны сделать мир совершенным и стабильно прекрасным.