Немецкая классическая философия. Трансцендентальный идеализм Иммануила Канта. Особенности кантовского рационализма. Философия Абсолюта Йозефа Шеллинга. Объективный идеализм Фридриха Гегеля, страница 60

Дух шествует по истории не по монотонно восходящей линии прогресса, а согласно сложной преемственности и смене жизненных циклов культуры. Каждый такой цикл есть особый мир доминирования какой-либо нации. Согласно Гегелю, это Восточный мир, Греческий мир, Римский мир, Германский мир. Каждый цикл, рождая новые перспективы для культивирования свободы в человеческой истории, одновременно порождает и собственные ограничения для желанной культуры свободы (порождает собственные надежды и собственную пагубу).

Способность разрешиться и сбыться человеческой истории означает, в сущности, что энергетика перспектив оказывается более значительной, чем энергетика ограничений. Когда в очередном историко-культурном мире система ограничений перерастает в систему ограниченности и несостоятельности, культура угасает, но тем самым освобождает место для перспектив новой  культуры. Историко-культурный процесс органичен, а не только рационален.[23] Поэтому он является предметом философии истории и философии культуры, а не историософии. Можно понять процесс исторической смены культур, и на этой основе дать объяснение экономическим, политическим, правовым и иным аспектам общественной жизни.

Главной структурой этого процесса является государство. Философия истории разрушилась бы без государства. В хаотическом противоречивом море человеческой истории должно быть, и есть, единое цементирующее начало, и оно должно иметь свое представительство, свой орган в каждодневной жизни людей. Таким органом и является государство. Таким образом возникает необходимость в философии права.

И если ранний Гегель настроен достаточно критически, если не сказать враждебно к такому цементирующему началу, утверждая, что государство должно исчезнуть, то поздний Гегель возносит государство в средоточие духа, а идеальной формой государственности полагает современное ему прусское государство. Государство – это «шествие бога в мире», «реальность свободы», «хотящая себя свобода». «Государство есть общая духовная жизнь, к которой индивидуумы относятся с доверием и привыкают от рождения и в которой выражается их сущность и их деятельность».

Также как и в Платоновском идеальном государстве в этой идее странно переплетаются величие человека и его полная незначительность. И также как платоновское государство гегелевское может быть оценено как позитивно, так и негативно, и для последнего Гегель дает огромное количество поводов.

«Вся ценность человека, вся его духовная действительность существует исключительно благодаря государству. Даже жизнь человека не личное его достояние, а собственность государства, которое всегда вправе затребовать ее. Единичная личность есть во всяком случае нечто подчиненное, которое должно посвятить себя нравственному целому. Поэтому если государство требует жизни, то индивидуум должен отдать ее».[24]

Гегель действительно считает, что государство вправе защищаться от тех, «кто позволяет себе субъективные чувства и личные убеждения», ведущие к «разрушению общественного порядка и законности». Он убежден, что «личность обретает свободу только в выполнении долга», причем добровольность не имеет здесь особого значения. И он полагает, что философия – во многом служанка государства.

Но для него это не является выражением социально-политической униженности человека. Это неизбежное следствие того факта. Что государство – «воздух» политической сферы, ее системообразующий центр. Поэтому оно священно, и священна его Конституция, которую «нельзя рассматривать как нечто созданное, хотя бы она и возникла когда-то. К ней следует относиться как к чему-то существующему само по себе, божественному и вечному, находящемуся превыше всего, сделанного человеком».

Тогда лучший способ жизни – милитаризм. Человек должен быть в вечной боевой готовности для государства. Тем более, что само государство, требуя абсолютного закона и порядка внутри государства, находится в совершенно иных отношениях с другими государствами.

В межгосударственных делах мораль отсутствует, их определяют анархия и война. Государство всегда национально, «национальное государство должно властвовать над миром», если же желания различных властителей не согласуются, то дело решает война.