Немецкая классическая философия. Трансцендентальный идеализм Иммануила Канта. Особенности кантовского рационализма. Философия Абсолюта Йозефа Шеллинга. Объективный идеализм Фридриха Гегеля, страница 4

Разум, история, культура, свобода, творчество, человек – важнейшие темы этой философии. В осмыслении этих тем немецкая философская мысль осознает себя подлинной альтернативой прежней религиозной духовности, понимаемой как неоправданный и необоснованный догматизм. С другой стороны, она стремится выступать от лица подлинной науки, понимает себя как средство дальнейшего развития и универсализации научного знания.

Являясь наследником Просвещения, немецкая философия оказалась, однако, столь мощным явлением, что несла в себе силу, преобразующую идеи не только 17-18 веков, но и ее собственные. Она максимально продумала и исчерпала доставшийся ей духовный багаж, и предвосхитила эпоху неклассического философствования. Эволюция взглядов, которую прошел на протяжении своей жизни каждый из великих немецких философов, в полной мере это демонстрирует.

Эта эволюция – не просто теоретическое развитие и усложнение их систем. Она отражает смену жизненных состояний авторов систем. Она определяется не только логикой философского построения, но и особой «микросоциальной» культурной средой личного общения этих людей, которую Гегель образно назвал «романом дружб». Именно в этой среде возникали новые стандарты, традиции, стили мысли, опробывались новые эмоциональные и духовные ценности, которые потом трансформировались в философские построения.

Личностный, экзистенциальный аспект этой философии оказался достаточным для того, чтобы приобрести самостоятельное значение. Именно на эту сферу бытия обратила свое внимание последующая неклассическая философия, рассматривая ее как единственную исходную реальность и предмет философского размышления. И некоторые фундаментальные понятия немецкой классики претерпели соответствующее изменение. Например, «феноменология» у Гегеля и «феноменология» у Гуссерля (19-20 вв.), или «интеллектуальное созерцание» у Шеллинга и «интуиция» у Бергсона (19-20 вв.), или же «становление мирового духа» у Гегеля и «судьба истины сущего» у Хайдеггера (20век) и т.п.

Вывод. Немецкий идеализм является философией духа. В соответствии с этим, стрежневым вопросом немецкой классической философии всегда оставался вопрос о том, как возможен творческий, деятельный разум и совершенствование человека, его свободы и духа на основе разума. Классики были уверены, что ответить (или, по крайней мере, отвечать) на этот вопрос можно и нужно, и что в процессе ответа мы получаем подтверждение величия и значимости Разума.

II. Трансцендентальный идеализм Иммануила Канта.

Немецкая классическая философия как целостная философская традиция начинается деятельностью Иммануила Канта (1724-1800). В качестве эпиграфа к философии Канта очень часто (и небезосновательно) используют его знаменитое изречение: «Две вещи наполняют душу всегда новым и все более сильным удивлением и благоговением, чем чаще и продолжительнее мы размышляем о них, - это звездное небо надо мной и моральный закон во мне».

Кант родился в средней бюргерской семье. Его отец был шорником, т.е. держал мастерскую по изготовлению конной упряжки. Это считалось вполне уважаемым и доходным занятием, и у семьи был прочный статус добропорядочной и благополучной. По национальности отец Канта был шотландец, а мать – немкой. В семье царила религиозная и даже пиетистская (высшая степень протестантского благочестия) атмосфера, судя по воспоминаниям, искренняя и глубокая. Поддерживалась она по большей степени матерью философа, которая и была его первым духовным воспитателем.

И природные задатки, и воспитание будущего философа не способствовали тому, чтобы в нем культивировалась импульсивность, энергичность, эмоциональная расточительность. И вся событийная канва, и сюжет его жизни несколько затянут и монотонен. Всю жизнь он провел в городе, где родился – Кенигсберге (ныне Калининграде). У него никогда не было семьи, и не осталось никаких свидетельств, говорящих о чем-то, что обычно называют «личной жизнью». По-видимому, это тот редкий случай, когда личной жизнью является само творчество.