Немецкая классическая философия. Трансцендентальный идеализм Иммануила Канта. Особенности кантовского рационализма. Философия Абсолюта Йозефа Шеллинга. Объективный идеализм Фридриха Гегеля, страница 40

Для практической деятельности бессознательным оказывается свобода. Именно она открывается на глубинных уровнях морального, политического и исторического сознания. Так, моральное сознание – сознание должного – всегда направлено на преодоление естественных склонностей. Но осознание должного означает и осознание того, что можно действовать вразрез должному, что индивид всегда выбирает, а значит свободен. В политической же сфере это становится особо очевидным, когда в конституции осуществляется максимально рационализированное и формализированное закрепление максимально иррациональной и неформальной «войны всех против всех».

Но и свобода, и необходимость не могут рассматриваться столь иррационально. Они должны быть понятны как «нечто». Необходимость должна быть уважаема, свобода – критически осмыслена. «Свобода никак не может быть чем-то, что предоставляется в виде одолжения, не может она быть запретным плодом, от которого вкушают исподтишка». Необходимость же должна быть абсолютной, но не случайно выражающей здравомыслящее или политическое чутье.

Такая утвержденность свободы и необходимости , и их единства связывается Шеллингом с историей и с абсолютным тождеством.

Трансцендентальный субъект – агент и носитель истории. Человек как выражение такого субъекта свободен в своих поступках, но итог, к которому они приводят, «зависит от необходимости, стоящей над действующим и соучаствующей даже в развертывании самой его свободы». Трансцендентальный субъект фактически тождественен человеческому роду. Бессознательное и произвольное для индивидуума всегда окажется целесообразностью закономерностью и необходимостью истории человеческого рода.

Бессознательная в человеке свобода объективируется в истории. При этом она проявляется не случайно, не как «чудо», совершающееся в человеке, а возникает как продукт монументального, в сущности историософского развития. Свобода развивается от естественной свободы к свободной необходимости. Свобода и необходимость – формы деятельности одного универсального, «свободно распоряжающегося» начала, определяющего мир – тождества или абсолюта.

Различия, противоположности и противоборства – красочная видимая реальность, за ней «мерцает» реальность идеальная, абсолютная, лишенная противоречивости, а значит тождественная. Мир природы и вещей, и мир свободы и мысли развиваются из единого начала, безразличного абсолюта, который не есть ни субъект, а их неразрывность, рождающая все многообразие универсума. Схему философии абсолютного тождества Шеллинг предлагает следующую:

 


При этом Шеллинг специально подчеркивает, что тождество – это не итог. Это своеобразное «правило» мира. Мир не тождественен чему-то, или в нем что-то тождественно чему-то. Мир самотождественен, самодостаточен и един. «Абсолютное тождество – не причина универсума, а сам универсум». Что такое само тождество – это невозможно выразить логически, понятия здесь бессильны. Оно может быть только предметом интеллектуальной интуиции (или созерцание).

Понятие интеллектуальной интуиции Шеллинг заимствует из предшествующей философии, но делает его универсальным, придает ему совершенный методологический статус. Интеллектуальная интуиция – это особая методическая систематизация художественно-философского порыва, направленного на постижение универсума.

Он называет эту интуицию «другим рассудком», т.е. рассудком, действующим не по формальным правилам, а способным схватывать особенное во всеобщем, и всеобщее в особенном. Шеллинг говорит, что эта «другая» возможность философского обобщения была неведома Канту. (Воображение философски – поэтическое, а не схематично-продуктивное.) Но именно она является необходимым методологическим фундаментом для трансцендентального идеализма.

«Система трансцендентального идеализма» должна изобразить историю самосознания, уловить основные моменты его движения и представить их в последовательности, приводящей в конечном счете к единому абсолютному синтезу. Это достижение простоты и непосредственности путем преодоления сложного и опосредованного.