Немецкая классическая философия. Трансцендентальный идеализм Иммануила Канта. Особенности кантовского рационализма. Философия Абсолюта Йозефа Шеллинга. Объективный идеализм Фридриха Гегеля, страница 45

Суть универсума требуется мыслить, но мыслить можно только иррационально. На это перманентное необычное мыслительное творчество способен не человек-ученый, не человек-агент истории, а человек-творец, с религиозно-поэтической духовной конституцией. Это форма жизни уникальной непосредственности, резко противопоставлена всякому опосредующему аналитизму, непосредственности, подобной солнцу, освещающему все вокруг, но темному для себя. Это состояние полностью индифферентное по отношению к свободе, разуму, добру. Их место занимают универсальные необходимости, воля, безмятежность. Но они-то, по мнению Шеллинга, и способны нести в себе темно-иррациональное начало, несовместимое с добром.

В непостижимой темной глубине начинает открываться совершенно новая картина божественного, абсолютного, свободного и т.п. Универсальная воление Абсолюта предстает то как главный творческий закон мира, то как непостижимое своеволие. 

Если свобода и разум определяются способностью обращаться как к добру, так и ко злу, то они не совместимы с Богом, т.к. с ним не совместима способность ко злу. Эта способность и свобода имеют независимую от Бога основу. Но вне Бога ничего не может быть. Значит в самом Боге есть особая основа, особое «темное начало», «хотение», которое есть исходная безосновность и бессознательная воля. Бог как абсолютный универсум и Бог как абсолютное добро не совпадают между собой. Темная основа в Бога – хаос, перводоля, из которой рождается равно как божественный порядок, так и частная доля, способная оторваться от божественной и создать из непокорного войска желаний и вожделений свою собственную жизнь, самобытие.

В силу наличия этой темной стихии происходит раздвоение абсолюта. В этом утверждает себя свободная воля. Это составляет суть человека и всех вещей. Их свобода «имеет свою основу в том, что в самом Боге не есть сам Бог». Всякая свобода и отдельная жизнь обретается ценой отделения от универсального божественного целого. И это есть универсальное иррациональное грехопадение. Оно проявляется как своеобразная импотенция человека вне Бога и Абсолюта действительно достичь подлинной разумности, совершенства, гармонии. И одновременно как вновь и вновь возобновляющиеся титанические усилия человека по достижению совершенства, которые служат единственным оправданием человека.

Это приводит к неискоренимому чувству метафизической вины, наказанием за которую является приговоренность человека к жизни конечного существа, существа чувственного мира, закованного в цепи причинной необходимости, подвластного неумолимой судьбе.

Вариации исполнения такого иррационального осмысления – бесконечны. Но самое главное, они – непереносимы. Это состояние жизни, в которой самое существенное не выговаривается и принципиально не доводится до сознания, при этом как-то известно как дело обстоит на самом деле. Поэтому происходит сознательное «закрывание темной основы», что окончательно делает мысль религиозно-мистической. И невозможно ответить на вопрос, чего в таком развитии философии больше: интеллектуальной нечестности и страха или глубинного сознания недопустимости открывшейся перспективы.

Зарождающийся метафизический ужас философии умиряется религиозно-мистическим признанием присутствия Бога в мире. Мир есть результат теургического, т.е. чудесно-магического и разумного действия Бога, определяющего единую божественную эволюцию мира. В «Философских исследованиях о сущности человеческой свободы» Шеллинг говорит о порождении Бога из природы как из внутренностей его основы. Бог сам творит себя, и не является с самого начала чем-то готовым и застывшим. Весь природный и исторический процесс – не что иное как путь совершенствования сознания, развития личности Бога, наподобие человеческого возведения бессознательных начал в себе в степень сознания. Никто не достигает абсолютной ясности сознания. И Бог также обладает таким недостижением.