Немецкая классическая философия. Трансцендентальный идеализм Иммануила Канта. Особенности кантовского рационализма. Философия Абсолюта Йозефа Шеллинга. Объективный идеализм Фридриха Гегеля, страница 20

- Возможность установления гражданского общества зависит от орга­низации законосообразных межгосударственных связей, которые также определяются природой. Поэтому это не столько экономические отношения, сколько политические (прежде всего отношения войны и мира).

- Природа использует неуживчивость людей для решения своих задач и достижения своих целей. После длительных войн она заставляет искать безопасности, через культуру, которая может быть только морализаторством и цивилизаторством, и ведет к внутреннему пре­образованию человека в добре.

- Историю человеческого рода в целом можно рассматривать как осу­ществление тайного плана природы: привести внутреннее устройство человека, а также нужное для этой цели внешнее государственное устройство, в то единое состоя­ние, при котором могли бы полностью развиться все задатки, вложенные природой в человека.

- История является целесообразной, но при этом только через человека. Ее венцом является «союз народов», образованный через просвещение как родовой разум.

- Этот родовой разум выступает в философии, которая, в свою очередь, должна высту­пать от лица разума, свободы и права. Она разрабатывает всеобщую всемирную историю, «согласно плану природы, направленному на совершен­ствование гражданского объединения человеческого рода».   Именно поэтому философия и есть «учение о том, каким надо быть, чтобы быть чело­веком».

б). Универсальный исторический синтез несет в себе принципиальную воз­можность снятия и преодоления неизбывной противоречивости человека и мира. И даже более того освящает эту противоречивость, делает ее необ­ходимой как своеобразную «болезнь роста». Исторический процесс – про­цесс гармонизации природных и нравственных порядков. Участь же человека исторического – синтезировать: от чувств до «союза народов». Но для нее человек недостаточно обеспечен. Он даже недостаточно жестко детерминирован к ней.

Поэтому его мир и оказывается раздвоенным. Самым надежным основанием ориентации человека могут быть только законы природы, но они заполняют феноменальный, до конца недоступный че­ловеку мир. В доступном человеку ноуменальном мире он может быть ориентирован двумя вещами. Во-первых, продуктивной способностью воображения. Во-вторых, пониманием неизбежной печальной перспективы для человека, в случае его нежелания синтезировать, бездумного обращения со своей со способностью воображения. Такой перспективой, как полагает Кант, явля­ется «всемирное кладбище» вместо «всемирной всеобщей истории». Достойно реализовать возможности своего разума – историческая задача человека.

Вывод. Разум жизни – это методически правильное восхождение от продуктивной способности воображения к особому историческому разуму. Успешное развитие и применение этого разума связано не только с наукой и теоретическим знанием, но и с процессом преодоления всех форм несвобода путем длительного морального совершенствования человеческого рода и с созданием универсальной системы всеобщего законодательства.

Историческое движение – долгжизни. Сама же жизнь – долг осуществления самого себя через историческое совершенствование и следование законам. Методическое творчество, продуктивное синтезирование, а значит поиск и выбор, и связанные с ними ошибки и просчеты, – судьба человека.

5. Особенности кантовского рационализма.

Видимый дуализм и ограничение полномочий разума могут поставить под сомнение рационализм кантовской позиции.  Но на самом деле Кант расширяет границы понятия «рационализм», соединяя его со способностью мыслить антитезами. Эта способность – основа критики.

А). Амбивалентность кантовской философии. Философия Канта выглядит как расширяющееся и воспроизводящееся на все новых уровнях противоречие. Если попытаться определить то человеческое состояние, из которого могло возникнуть кантовское миросозерцание, то можно было бы назвать его состоянием принципиального радикального проблематизма. Характеристикой фундаментальной неукорененности обладает и кантовская интерпретация познания и кантовское представление о человеке.