Немецкая классическая философия. Трансцендентальный идеализм Иммануила Канта. Особенности кантовского рационализма. Философия Абсолюта Йозефа Шеллинга. Объективный идеализм Фридриха Гегеля, страница 42

Специфика проявления этой духовности и достоверности определяется познанием, интеллектом. Противоборство в духе и человеке возникает вследствие того, что человек выходит из сферы абсолюта, не выдерживая роли художника-творца. Но даже пребывая в сфере Абсолюта, но лишь на уровне интеллектуального созерцания, а не на уровне высшей художественной достоверности, мысль все равно оказывается в противоречии. Либо критицизм, делающий абсолютное недостижимой целью, либо догматизм, утверждающий абсолютную достигнутость абсолюта.

Подлинно понимать абсолютное начало можно только как идеал. Идеал – не абстракция, а реальность и воплощенность. Шлегель выразительно определил «Идеал одновременно идея и факт». На абсолютное как идеальное направлено не интеллектуальное, а творческое усилие. И в полной мере все это проявляется в художественном произведении. Именно оно -  художественное произведение – подлинное выражение трансцендентального субъекта, который очевидно является художником. В художественном произведении любое явление рассматривается в своей предельной прорисованности, а значит чистое, открывающей высший пункт его развитости, высшей его потенции.

Художественное произведение завершает иерархию «произведений» нехудожественных. Философия и является единым знанием об этой эволюции «произведений». «Чистые», главные предметы-произведения каждого этапа единой философии обладают единой сутью. В натурфилософии – свет, в трансцендентальной философии – интеллектуальная интуиция (созерцание), в философии тождества – самосозерцание Абсолюта, в философии искусства (эстетического пантеизма) – творчество гения. «Высшая потенция самосозерцания… определяется как идея гениальности».

Гением в искусстве создается высшая форма единства. И процесс этого создания – единственный способ осмысления Абсолюта. Единство природы еще бессознательно. Именно поэтому оно удивительно прекрасно, но не может быть «ристалищем свободы». «Всякое растение является целиком тем, чем оно должно быть; свободное в нем необходимо, а необходимое свободно». Именно это совпадение является бессознательным. Свобода же в полном смысле может быть лишь при совпадении сознательного и бессознательного, различающихся между собой. Свобода – непреложный момент творчества, подразумевающий противоположность сознательной и бессознательной деятельности.

Необходимое для этого свойство только в произведении искусства. В художественном произведении, и только в нем, допустима самоотдача и погружение в объект – прекрасную одухотворенную природу. Такая потеря свободы – лишь видимость потери, а в сущности это высшая реализация свободы. Художественное произведение - воплощенная свобода. Именно в нем свобода сознательной деятельности получает настолько полное завершение, что всякая видимость произвола исчезает. Противоположность объективного и субъективного скрывается, сознательное и бессознательное приводятся в гармонию.

Это происходит от того, что в основе художественной деятельности – гениальность. Гениальность есть то непостижимое, что стоит над сознательной и бессознательной деятельностью и в чем обе абсолютно совпадают. Абсолютная достоверность идеала – это достоверность гения. И наоборот, благодаря гению идеалы – не фантомы, не тени, а воплощения абсолюта. Мир, освященный гениальностью, - не эмпиричен, не абстрактен, а символичен. Он реальность значащая и обозначаемая. Абсолют как обобщающая сумма эмпирических данных примитивен; Абсолют как интеллектуальная конструкция чудовищен. Не случайно Шлегель говорил: «Произведениями, идеал которых не имеет для художника такой жизненной реальности как бы личность, как возлюбленная или друг, лучше бы оставаться ненаписанным».