Немецкая классическая философия. Трансцендентальный идеализм Иммануила Канта. Особенности кантовского рационализма. Философия Абсолюта Йозефа Шеллинга. Объективный идеализм Фридриха Гегеля, страница 53

философия истории

философия права

философия религии

и т. п.

история философии

Гегель утверждает абсолютную творческую силу мирового разума и создает универсальную схему этой творческой деятельности, которой и является абсолютная идея и ее динамика. Во многом пафос такого философствования определяется специфическим состоянием современной Гегелю Германии, которое Гейне заклеймил как «скотскую неподвижность». Научно-теоретическим самосознанием этой идеи является Логика, которую Гегель и создает.

Абсолютная идея обозначает универсум во всей его полноте, безусловную и конкретную, личностную всеобщность, субстанцию и субъект одновременно. Содержанием абсолютной идеи является процесс ее собственного развития, развертывания в виде последовательного движения от абстрактно-общих определений к определениям, обогащенным конкретным содержанием.

В этом развертывании идея проходит три этапа. 1. Логика, или изображение Бога в его вечной сущности. Логика разворачивается в системе категорий, она является их абсолютно-конкретным единством, своеобразным миром смыслов. Это – дух в себе. Завершение логики – это единство идеи жизни (практической идеи) и идеи познания (теоретической идеи), данное в форме понятия, постигающего себя.

2. Природа, понимаемая как «отпустившая» себя в инобытие абсолютная идея. Это – инобытие духа. При этом «природа не есть сама жизнь, а есть жизнь, фиксированная рефлексией... наблюдающая природу мыслящая жизнь ощущает... данное противоречие... И эта мыслящая жизнь извлекает из формы... живое... извлекает не единство, мысленную соотнесенность, но жизнь во всей ее полноте... и называет ее богом». Потому что во всем мире присутствует скрытая духовность, во всем присутствует созвучная людям жизнь, созвучная через мысль. Поскольку природа положена самой абсолютной идеей, то абсолютная идея восходит по ступеням природы (механика, физика, органика), создавая высший природный объект – человека, природа которого уже не природна.

3. Самопознание духа, раскрытие абсолютной идеи. Это дух, включающий в себя субъективный, объективный и абсолютный дух. Субъективный дух – человек в его душевных и духовных проявлениях. Объективный – вся социокультурная сфера: история, государство, право, мораль, гражданское общество. Абсолютный – собственно духовное: искусство, религия и философия. Абсолютный дух – свободное, сознательное, бесконечное и беспрепятственное самотворчество. Философия – вершина этого творчества, она есть «тотальность знания», идеал разума. Она воплощает собой спекулятивный, порождающий «истинную целостность» дух.

Это развертывание и предстает как выявление творческой силы мирового разума и показывает становление этой силы как историю духовной культуры. Фундаментальной характеристикой этого процесса является универсальный методологизм. Мышление является субъектом всего духовного богатства, поэтому оно является вечной вневременной схемой творческой деятельности. Оно является выражением внутренней закономерной необходимости. И открывает и закрепляет универсальную диалектику мира.

Эта диалектика – прежде всего диалектика понятия. «Все движение философии как методическое... есть не что иное, как полагание того, что уже содержится в понятии». Понятие раскрывает свое содержание, самоуглубляясь, порождает бесконечное многообразие других понятий, а затем и многообразие универсума. Все подчинено методу последовательного порождения понятий друг другом и методу восхождения от абстрактного к конкретному.

Абсолютная идея раскрывается в ее всеобщем содержании в виде системы диалектических категорий, начиная от самых общих и бедных определением (бытие, небытие, наличное бытие) и кончая самыми конкретными (действительность, химизм, телеология и т. п.). Система категорий строится по принципу субординации, соподчинения понятий и «есть форма истины». Между категориями существует сложное диалектическое взаимоотношение. И вся эта система подвижна и жизненна. Она предвосхищает и передает не все богатство реального мира, но мир в сущности и целостности.