Немецкая классическая философия. Трансцендентальный идеализм Иммануила Канта. Особенности кантовского рационализма. Философия Абсолюта Йозефа Шеллинга. Объективный идеализм Фридриха Гегеля, страница 22

Б) Безусловная обязанность человека к ясному разуму. Среди всех разделов кантовской философии первейшее значение имеет сфера нравственности. Она отделена от научного познания и  поставлена выше него. Основание, которое должно освятить обращенное к человеку требование быть нравственным существом, – вера в бессмертие души, Бога и свободу. Теоретический разум – инструмент для этого, юридический и исторический разум – модификации разума практического. В целом идея разума подвергается массированному критическому демонтажу. Означает ли это, что Канта следует считать противником разума как такового? Иррационалистом?

В одной из поздних работ «Что значит ориентироваться в мышлении?» Кант резко выступает против всяческой сверхъестественности, мечтательности, мистики, беспредельной свободы самовыражения гения в философии, которые ставят под вопрос состоятельность разума как силы противоположной иррациональному началу. Он пишет: «Мужи духа и широких убеждений! Я чту ваши таланты и с любовью отношусь к вашему человеческому чувству. Но хорошо ли вы обдумали, что делаете и куда целите, совершая ваши нападки на разум?». Из этого бунта иррациональности, по мнению Канта, может родиться только «безверие», (даже не «неверие»). Именно «безверие» как беспардонность нравственного волюнтаризма уничтожает те степени свободы, которыми разум все-таки наделяет человека. А следствием этого является неизбежное ужесточение политического и государственного давления, а то и полное устранение возможности проявлений свободы мысли, в целях сохранения стабильности.

«Свобода в мышлении, если она желает действовать независимо даже от законов разума, в конце концов, сама себя разрушает.

Друзья рода человеческого и всего в нем самого святого! Принимайте то, что после тщательной и добросовестной проверки покажется вам наиболее вероятным, будь то факты или основания разума; только не оспаривайте за разумом того, что делает его высшим благом на земле, а именно привилегии быть последним пробным камнем истины. В противном случае вы, оказавшись недостойными этой свободы, конечно же, лишитесь ее и к тому же еще навлечете несчастье на остальных невинных людей, которые иначе были бы расположены пользоваться своей свободой, повинуясь законам, а благодаря этому двигаясь к высшему благу в мире как к своей цели!».

Очевидно, что философ, произносящий такие слова, выступает не против разума. Точнее будет сказать, что он атаковал идеологическую фикцию науки, рожденную XVII-XVIII веками. Он лишь решительно выступал против того, что любая проблема, возникающая в контексте индивидуальной человеческой жизни, непременно должна решаться научно-теоретическими средствами. Способ существования человека в мире людей все время ускользает из-под тотальности логически верифицируемого знания, направленного на мир наукой.

Хотя настолько, насколько это возможно, следует действовать именно силами науки. Поэтому науку необходимо сохранять как высшую ценность, но ограничить в ее практическом всесилии.

Вывод. Кант, никогда не порывавший с идеями Просвещения, был убежден, что успешное применение и развитие разума связано не только с наукой – рассудочным и доказательным знанием, но прежде всего с процессом преодоления всех сфер несвободы путем длительного морального совершенствования человеческого рода.

Исходная метафора его философии – соотнесенность «звездного неба» и «нравственного закона» – органично дополнилась образом «союза народов». Именно в историческом движении физические ряды природы (мироздания) и моральные законы «духовных республик», дополняя друг друга, будут создавать некоторое божественное единство физических и человеческих порядков. Совершенствование человеческого рода – смысл этого божественного единства. В процессе этого совершенствования, наука и разум призваны выполнять важную и почетную роль. Не до конца понятно только, как выполнит в этом свою роль сам человек.