Немецкая классическая философия. Трансцендентальный идеализм Иммануила Канта. Особенности кантовского рационализма. Философия Абсолюта Йозефа Шеллинга. Объективный идеализм Фридриха Гегеля, страница 43

Поэтому научное и натурфилософское знание перестает интересовать Шеллинга. Оно слишком гносеологично, специализированно, наджизненно. Оно негармонично, небытийственно. Действительно бытийственным знанием является только непосредственное знание, высшей формой которого и является искусство. Это знание, неразличающее бытие и познание. Это знание Абсолюта, в котором бытие и знание совпадают в величественном «безразличии». Для человека донаучный, поэтико-мифологический взгляд более приемлемая основа для воссоздания картины универсума, создающий подлинное единство природы и искусства.

Это, безусловно, ярко выраженная позиция романтизма, афористично сформулированная Новалисом: «Моя возлюбленная есть сокровенное подобие вселенной, а вселенная есть распространенное подобие моей возлюбленной».

Поэтому искусство – не внешняя область философии, из которой та может брать необходимые примеры или аналогии. Искусство – ее органон. Оно не иллюстрирует, а документирует философию. Подлинной философией является философия искусства. Искусство делает «трансцендентальную точку зрения общезначимой». Философия искусства выражает специфический вид тождества, где преодолевается противоположность теоретического и практически-нравственного, достигается состояние особого эстетического равновесия, гармонии природы и свободы, сознательной и бессознательной деятельности.

Реальность такого эстетического тождества заключена в художественном гении. Только он способен на такую интенсивность творчества, которая обеспечивает возможность тождества. Суть философии искусства – в проникновении в таинство созерцания гения. Внешне это возможно через знакомство с произведениями, созданными гением. Это сторона философии искусства может даже быть систематизированной. И Шеллинг предлагает систему искусства, состоящую из двух рядов: идеального и реального. Реальный рад в искусстве – музыка, живопись, пластика. Идеальный – литературные жанры.

Но подлинная свобода – все же только в таинстве гениальности. Искусство – область деятельности гения. Тайна гения – божественная тайна. В масштабах художественной гениальности мир безусловно абсолютен, т.к. безусловно прекрасен и открыт для творчества. Исходно «все вещи построены в абсолютной красоте». Безобразное, злое, неистинное может толковаться только как меньшая степень или лишенность чего-то положительного. Злое и безобразное – относительное, т.е. проистекающее из относительной точки зрения в сравнении с абсолютной. С этой точки зрения зла вовсе нет, а есть различные степени совершенства, приближения к божеству.

Божественный гений, постигающий божественный мир, сближает искусство и религию. Внутри эстетического мировоззрения расцветает религиозное. Все возможные теоретические систематизации трансцендентальной философии будут сделаны Гегелем. Шеллинг же свою философскую картину (системной и теорией его мысль назвать нельзя) делает еще более описательной и таинственно-углубленной (тем более, что этому способствовала и кончина Каролины, которая повернула его к мистике и, тем самым, определила жизненный и философский надлом Шеллинга).

Углубление и насыщение созданной картины Шеллинг осуществляет как бы по двум направлениям: историософскому (эволюционному) и теософскому (мистическому). Завершением этих усилий является создание основ позитивной философии.

Историософские размышления Шеллинга касаются не реальных исторических событий, а развития духа. Интеллектуальное созерцание, организованное по законам художественного творчества, делает возможным представить философию тождества как историю самопознания духа, «Одиссею духа», которую не описать другими средствами. История духа проходит следующие эпохи: от простого ощущения до продуктивного созерцания; от продуктивного созерцания до рефлексии; от рефлексии до акта воли.

Человек является носителем, материалом этой истории. Поэтому реальная всемирная история, в которой живет человек, есть откровение абсолюта и также имеет три этапа: судьба, природа, провидение. Именно последний является сутью и кульминацией истории. Переход от природы к провидению обеспечивается государством.