Немецкая классическая философия. Трансцендентальный идеализм Иммануила Канта. Особенности кантовского рационализма. Философия Абсолюта Йозефа Шеллинга. Объективный идеализм Фридриха Гегеля, страница 54

Чем более абстрактной является категория, тем большая «мощность» того бесконечного множества, которое она породит. Наиболее абстрактной является категория бытия. Именно бытие – исходное понятие мира и диалектики. Только это понятие не требует для себя сопоставления с чем-то другим. В своем исходном состоянии – оно полное отсутствие определений. Это «чистая мысль», «совокупность всех реальностей» и т. п. Но значит, оно тождественно чистому ничто. Исходная диалектика бытия и ничто порождает все цветущее многообразие мира, производит наличное бытие, в котором многократно увеличивается и воспроизводится изначальная диалектика универсальных «Есть» и «Нет».

Эта диалектика трех основных закономерностей. Во-первых, неизбывным является единство и борьба противоположностей, поскольку главным движущим элементом универсума является противоречие. Противоречие – высшая действительность, «корень всякого движения и жизненности», а не ошибка мысли. Во-вторых, сложная взаимосвязь количественных и качественных сторон действительности. И, в-третьих, реализация особого типа преемственности в развертывании мирового духа и познании.

Не возможно понять предмет, не уяснив всего предшествующего пути его развития. Поэтому действительным целым и завершенным является не «голый результат», а результат, неотрывный от своего становления. Развитие проходит не по замкнутому кругу, а по «спирали», от низшего к высшему. Структуру «спирали» развития определяет триада: тезис, антитезис, синтез.

В каждом предмете выделяются три момента: 1 – непосредственное сплошное единство (предмет в себе); 2 – объект как сложность, множество, расчлененность, рефлексия (предмет для себя); 3 – воссозданное единство, в котором не теряются выявленные различия (предмет в себе и для себя).

Эту же универсальную триадичность можно видеть и на каждом этапе развертывания абсолютной идеи: 1 – полагание некоторой определенности; 2 – ее раскол на противоречащие смысловые полюса; 3 – «снятие» противоречия в общности более высокого порядка. Именно таким образом идет движение от понятия к человеку и к духу.

Логические формы и законы не являются только пустой оболочкой внешней формой, а составляют средоточие объективного духовного мира, систему его своеобразного «организма». Важнейший лозунг этого «организма» - «Достойно гибели, все то, что существует». Невозможно достижение абсолютной окончательности, абсолютного результата. Единственным абсолютным является только сама диалектическая жизнь мировой идеи.

Знание этой диалектики достигается разработкой диалектического метода мышления и его принципы реализуются при анализе всех сфер действительности.

Саморазвитие абсолютной идеи невозможно понять без предположения тождества бытия и мышления. Целостный динамичный субъект-объект возможен только в мире, определяемом таким тождеством. Сама по себе эта идея не нова, она восходит к Пармениду. Но до Гегеля тождество понималось как символ статики, неводвижного величия. Гегель делает тождество законным элементом диалектики (развивая и теоретически утверждая идеи Шеллинга).

Если саморазвивается не что-нибудь, а абсолютная идея, то такое саморазвитие есть самопознание. И наоборот, самопознание абсолютной идеи есть саморазвитие. Она сама для себя есть предмет. Но в качестве предмета для себя никогда не бывает абсолютной. Ее бытием является мышление, т. е. процесс представления себя в форме противоположного ей предмета. Суть всякого тождества и абсолюта в том, что он открывается для себя только через нетождественное и неабсолютное.

Абсолют сам «полагает», как бы кладет перед собой частички самого себя в качестве внешних предметов, для того, чтобы максимально полно и точно осуществить самопознание, что для Гегеля равно и познанию мира. Главная цель человеческих познавательных усилий – понять эту «хитрость абсолюта» и уметь правильно следовать за ней.