Немецкая классическая философия. Трансцендентальный идеализм Иммануила Канта. Особенности кантовского рационализма. Философия Абсолюта Йозефа Шеллинга. Объективный идеализм Фридриха Гегеля, страница 28

б) Фихте очень подробно описывает механизм стремления. В пространстве теоретического разума стремление неотделимо от рефлексии. Деятельность «Я» – уходящая в бесконечность прямая, уходящий в бесконечность световой луч. Пока он устремлен в бесконечность, «Я» существует в себе, но не для себя, оно еще не осознает себя (собственно и находится в состоянии бессознательного).

Для возникновения сознания, и тем более самосознания, необходимо чтобы свет оказался отраженным – отрефлектированным – от какой-нибудь точки. Тогда отброшенный назад, он осветит свой исток, и увидит, точнее, сначала смутно ощутит себя. Затем по этой же модели произойдет отражение первого отражения-рефлексии и т.д. Так «Я» будет определяться через другое, понимая его как ограничение и препятствие для своей деятельности. В этой диалектике и будет реализовываться его стремление достичь сознания.

Сознание, возникнув, достигнет состояния рассудка, способности которого разделяются на две группы: одни осуществляют деятельность, другие – остановку, задержку, фиксацию. Одни создают мыслительный продукт, другие его являют сначала в виде ощущаемого, потом – созерцаемого, потом – рефлексивного. Закрепленный в рассудке образ становится понятием вещи, а сознание тем самым достигает самосознания и мышления.

Таким образом «Я» приобретает способность суждения. Эта способность не иллюзорна. Благодаря способности суждения «Я» становится чистым самосознанием и разумом. Оно осознает, наконец, что может определяться только самим собою. Таким образом первое основоположение наукоучения («Я есмь Я») становится действительным достоянием «Я», обретающего действительную свободу, в конце теоретического пути возвращающегося к его практическому началу.

В пространстве практического разума стремление неотделимо от свободы. Оно проходит в своем развитии различные этапы. Первоначально это стремление к объекту: влечение к удовлетворению чувственной потребности и влечение к власти над объектами. Затем – это влечение к рефлексии над своим исходным стремлением. И затем – на основе рефлексии – влечение к подчинению своих природных влечений собственной воле.

Это является реализацией волевой способности стать господином своей собственной природы и природы вообще. Это будет освобождением от  конечности. И в этом стремлении «Абсолютное Я» совпадет с «Я» индивидуальным. Это даст возможность отдельному человеку освободиться от его конечности, и в этом же основа человеческой нравственности и ее перспектив.

Д) «Абсолютное Я» и природа. Основной ограничитель, о котором Фихте говорит, описывая механизм стремления, – это природа. Природа есть неистинная, отчужденная реальность. Она – концентрация «не-Я», а значит, своеобразная «изнанка» «Я». Природа – пассивное, безразличное, нейтральное состояние «Я». Все ее значение в том, что она необходима как препятствие, преодолевая которое «Я» реализует себя и осуществляет свои задачи.  Природа – «тренажер» для «Я». Вновь и вновь отталкиваясь от нее, «Я» воспитывает и познает себя как свободное, во многом чувственное, самодостаточное (и даже эгоистическое) начало.

Природа требуется «Я» поскольку его сутью является стремление. «Я» бесконечно по своему стремлению, «но в понятии самого стремления содержится уже конечность, так как то, чему не оказывается сопротивления, не является стремлением». Природа – ограничитель, благодаря которому определяется конечность и бесконечность «Я». Без этого ограничителя и препятствия не было бы сознания и самосознания.

Если же посмотреть на природу научно-теоретическим взглядом, как на особую внешнюю по отношению к человеку реальность, то оценка ее окажется скудной и скучной. Она – лишенная деятельностного начала физическая реальность, главным законом которой является закон инерции. Возможно, крестьянское начало Фихте не в последнюю очередь определяет то, что он смотрит на природу хозяйским глазом, и не склонен к возвышенным чувствам по поводу ее красот, творческой силы и божественности.