Немецкая классическая философия. Трансцендентальный идеализм Иммануила Канта. Особенности кантовского рационализма. Философия Абсолюта Йозефа Шеллинга. Объективный идеализм Фридриха Гегеля, страница 16

Категорический императив имеет три формулы, о которых  Кант говорит в «Основаниях метафизики нравственности». I. Формула универсальности, которая требует, чтобы человек выбирал такие нормы поведения, которые он мог бы пожелать для себя в качестве правил «всеобщего законодатльства», т.е. выбранными и другими людьми по отношению к нему. (Наиболее простая интерпретация: «Не делай другим того, чего не желаешьсебе». У Канта же другое значение: должен делать то, что желаешь для себя). 2. Формула персональности, которая требует, чтобы к любому человеку относились только как к цели, и никогда как к средству для достижения целей (даже самых возвышенных). 3. Формула автономности, которая требует, чтобы воля была подчинена не только самозаконодательству, но и всеобщему законодательству, но в том, и только в том, случае, когда в самом всеобщем законодательстве эта воля рассматривается, как имеющая безусловное право быть самой себе законодательницей. (Система права должна быть либеральной, человек - законопослушным гражданином.)

Во всех своих формулах категорический императив – требование безусловное, не создаваемое человеком, но выполняемое. Выполняемое без всяких условий, всегда, даже в полном одиночестве, даже при абсолютной неблагоприятности всех обстоятельств. В нем мы находим конечную причину того, почему следует поступать нравственно. Поэтому именно он делает поведение человека рационально обоснованный выражением доброй воли. Этот императив предполагает максиму: «Должен, значит можешь».

д). Для отдельного человека категорический императив создает трудно­разрешимую мировоззренческую и нравственную ситуацию, которую часто называют «коллизией обязанностей», фактически коллизию между чувством и долгом.

Мотивация поведения человека может быть различной: благо­расположенность, симпатия, любовь, – или же: понимание ответствен­ности и необходимости, уважение к закону, долг. (Речь идет о поступках доброй свободной воли). Категорический императив предполагает безусловное преимущество мотивации второго рода. Те поступки, которые мы совершаем по благо­расположенности, сочувствию или любви, понимаются Кантом как недоста­точно морально укорененные, они ситуативны, необязательны. Подлинная нравственность не может иметь такого ненадежного основания.

Подлинное и безусловное выражение морали мы находим только в поступках, совершенных по мотивам разумного следования долгу. Добродетельный человек – не мягкосердечный бездельник, а человек принципа. И по логике такого принципа; чем далее отстоит поступок от склонности, тем более он нравственен. Самый нравственный поступок: исполнение добра во­преки собственной склонности, и не совсем понятно, не следует ли вообще искоренять наши склонности.

е). Сам Кант не доводит до столь радикального вывода свои размышления о категорическом императиве, но, понимая его возможность, всячески настаивает на том, что долг – не искусственное измышленное состояние для человека. Долг – это главное жизненное чувство. Чувство долга – аккумуляция всех наших чувств-склонностей

Каким бы странным и невыполнимым не казался нам наш долг, приходится признать, что без него не может быть нравственности. Поскольку нравственность – это не состояние счастья, с одной стороны, и не цепь наших поступков по правилам – с другой. Нравственность – особое состояние жизни, априорно, и даже трансцендентально предназначенное человеку.

Нравственность – то, что связывает человека с миром. Основываясь на принципе долга, мы можем приходить к определенным предположениям о мире, о которых мы не можем узнать теоретически, но которые предъявлены нам нашей совестью как очевидные практические постулаты.*