Немецкая классическая философия. Трансцендентальный идеализм Иммануила Канта. Особенности кантовского рационализма. Философия Абсолюта Йозефа Шеллинга. Объективный идеализм Фридриха Гегеля, страница 37

Натурфилософия отстаивает приоритет «идеализма природы» над «идеализмом Я», а не просто материи над духом. Натурфилософия – своеобразная теория познания, которая учит, что не человек познает природу с помощью какой-то особой, отличной от природы познавательной способности. Наоборот, природа познает в нем себя, познает заключенные в ней естественные потенции. Через человека она заглядывает в свои собственные истоки, «возвращается в себя», мыслит, осознает себя. «Человек – это творящий взгляд природы на себя самое». (Шлегель)

Природа не познаваемое нами, а самопознающее. Она не нуждается в наделении ее душой. Душа в ней изначально есть, гораздо вечнее, чем в человеке. Человека и природу объединяет общий принцип. И этот общий принцип – принцип природы, а не человека.

Постоянное возвращение природы в себя – это «существенная черта ее характера». Эта черта проявляется на всех ступенях природного процесса. И первым феноменом, в котором это проявляется можно считать свет. Свет потому и служит символом интеллектуального просветления, что является предварительной ступенью мышления, первым выражением идеальности. Шеллинг говорит, что свет – это «чувство природы», с помощью которого она «заглядывает в свою внутренность». Мышление – последнее обнаружение того, что чему положено светом.

Поэтому насильственное отношение к природе, понимание ее только как препятствия недопустимы. (Если только не иметь в виду «ветхой» природы человека). Любая, даже кажущаяся совсем «косной» материя не является только безжизненным препятствием для утверждения человека. Материя – это «общее семя вселенной», которое в процессе бессознательного развития восходит к духу.

Материя - это всеобщий зародыш универсума. Из нее выводится все сущее, вся природа. Но сама природа как универсум неизмеримо превосходит материю. Она чудо, для описания и постижения которого недостаточно не только естествознания, но и натуральной философии. Для этого необходимо еще искусство, поскольку природа одухотворена. «Это всеобщий дух природы, который постепенно формирует для себя грубую материю. От порослей мха, в котором едва заметен след организации, до благородных образов, которые как бы сбросили оковы материи, господствует всюду один и тот же порыв, который устремлен к одному и тому же идеалу целесообразности, приближаясь бесконечно вперед к одному и тому же прообразу, воспроизводящему чистую силу нашего духа.

Никакая организация немыслима без продуктивной силы. Хотелось бы мне знать, как подобная сила может проникнуть в материю, если рассматривать ее как вещь саму по себе. Не надо бояться определений. Нельзя сомневаться в том,  что ежедневно происходит на наших глазах. В вещах вне нас есть продуктивная сила. Но такая сила может быть лишь силой духа. Вещи не могут быть вещами самим по себе. Они могут быть лишь продуктами духа».

Ступенями развития природы от материи к духу являются механизм, химизм и организм. Каждая из них возникает и развивается благодаря образующим ее диалектическим противоречиям. И человеческое сознание есть не изначально до природы существующее, ни внезапно порожденное из мрака недуховного особое начало. Оно имеет предысторию своего постепенного становления в рамках материальных форм.

Шеллинг приходит к убеждению, что «природа со всеми своими ощущениями и качествами – застывшая разумность». И это представление определяет его трансцендентальный эстетический идеализм. Натурфилософия и естествознание начинают пониматься как часть широкой философской системы, которая определяется эстетическими координатами искусства. Это особое единство естествознания, философии и искусства, направленное на постижение универсума. В нем естествознание дает конкретные знания, которые систематизируются философией и одухотворяются искусством. (Для реализации этой задачи начинается издаваться «Журнал умозрительной физики»).