Немецкая классическая философия. Трансцендентальный идеализм Иммануила Канта. Особенности кантовского рационализма. Философия Абсолюта Йозефа Шеллинга. Объективный идеализм Фридриха Гегеля, страница 18

Но «мудрость, ...устанавливающая правила, соразмерные с конечной целью всего сущего, т.е. с высшим благом, присуща только Богу; че­ловеческая же мудрость состоит в том, чтобы в своих поступках не противоречить явно идее божественной мудрости». Это значит, человек призван постигать цели истории, как цели нравственного и интеллектуального прогресса. Причем, цели эти задает человеку природа, поэтому в соответствии с ними он и должен организовывать полити­ческие и правовые формы своей жизни. Эта деятельность никогда не сможет быть инструментом абсолютного совершенствования человека, но сможет совершенно достаточно компенсировать его несовершенства, противоре­чивость и неизбывный трагизм.

Вывод. Моральная философия Канта как философия практического разума – это философия человека, т.е. существа, способного на разум и мораль. Принципиально недоступное морали существо не является человеком. Способность к моральной разумной организация, при этом далеко не всегда реализуемая – критерий для определения человека.

Так же как и теоретический разум, практический – антиномичен. Моральность человека обязательна, но не гарантирована. И также как в теоретическом размышлении необходимо критически ограничивать себя, в практическом действии необходимо критически сдерживать себя, т.е. нужно действовать по правилам, императивам, согласно законам и нормам разума. В теоретическом действии нужно быть рассудительным, в практическом – совестливым. По Канту, совесть и критика – фактически синонимы.

Исходные силы-формы человеческого действования: воображение – долг – право. Все они – различные уровни исходного синтетического единства апперцепция. Именно оно и делает человеческие действия подлинно человеческими, поскольку для Канта человек существо разум­ное, а не играющее. Критерием государственных и правовых действий является мораль. Критерием морали – способность к познанию, благо­даря которой мы вообще знаем о высших конечных целях, о должном и идеале, что собственно и делает нас людьми.

4. История, общество, право в воззрениях Канта.

Моральная философия Канта приходит к утверждению права как самого действенного выражения долга. Право – это долг в действии, в осуществлении. Поэтому право – центральная часть структуры общественной жизни. Что же характерно для этих структур? Во-первых, различные типы политического устройства определяются раз­личным пониманием нравственного и даже познавательного. Во-вторых, идеал политического устройства – универсальная система всеобщего законодательства. В-третьих, универсальный общественно-исторический статус гражданина (быть гражданином и историческим существом – неотъемлемая родовая черта человека).

А). Принципы устройства общественной жизни. Система всеобщего законодательства.  Обществен­ная жизнь строится либо по правилам гетерономности, либо по прави­лам автономности личности.

а). Гетерономность предполагает систему общественной жизни, которую можно определить как политический патернализм. Он составляет суть монархий и крайних форм диктатуры и тоталитаризма. Это же определя­ет и жизнь общины. Кант считает, что такая политическая форма исто­рически опровергает себя, независимо от модификации. Ее несостоятель­ность не в жестокосердии власти, а в самом принципе нравственно-политической авторитарности, идеологии осчастливливают людей.

Даже наиболее привлекательная форма такой политической модели – община – с ее патриархальной сострадательной человечностью, не явля­ется подлинным выражением природы человека. На место такой человечности должна прийти человечность исходного доверия к достоинству человека, к его способности самостояния. Отношения личной зависимости, выража­ющиеся в антитезе «любовь – ненависть» следует заменить отношениями долга, т.е. сознательно-юридически опосредованными отношениями сво­бодных граждан.