Немецкая классическая философия. Трансцендентальный идеализм Иммануила Канта. Особенности кантовского рационализма. Философия Абсолюта Йозефа Шеллинга. Объективный идеализм Фридриха Гегеля, страница 15

Бог же оказывается метафизическим «спасителем» для морали и права, когда свобода воли приводит их к пропасти (погибели для бессмертной души). Это является аксиоматическим убеждением, восходящим, безусловно, к представлению Реформации  о том, что истины Писания непосредственно и изначально запечатлены в человеческом разуме, и для их постиже­ния не требуется откровения (и даже Библии).*

Идеал человека верующего, но не церковного пронизывает кантовскую моральную философию. Бог является неустранимым и необходимым фоном этой философии, но главными ее понятиями являются свобода воли и категорические императив.

Б). Учение о свободе воли и понятие категорического императива. Анализ этих понятий ведется таким образом, что область теоретического и область практического разума оказываются во многом проекцией друг друга (они конгруэнтные), То место, которое в области теоретического разума занимает вещь сама по себе, в области практического разума занимает человек, а также исходные основания его нравствен­ности: Бог, бессмертие души и свобода воли. Свободная автономная воля занимает место продуктивной способности воображения. Место априорных категорий занимает категорический императив.

а). По Канту, неотъемлемым атрибутом человеческой природы является автономная свободная воля. Именно она – «субстрат» морали и права. Это убеждение аксиоматично и связано с общей просвещенческой убежденностью в возможности совершенствования человека на основе разума. По мнению Канта, в основе поведения, способствующего совершенствованию, может лежать только автономность воли, т.е. самозаконность, индивидуальная обоснованность, разумная воля.

Автономия противостоит гетерономии, т.е. чужезаконию, когда человек определяется внешними ему правилами, стандартами, законами, неукорененными в его личной  морали. Независимо от источника этих норм, и от их содержания (даже самого правильного и привлекательного) чужезаконие не может быть основой совершенствования человека. Совершенствование – всегда самосовершенствование, а не принудительное совершенствование.

б). Для Канта неприемлема традиционная точка зрения, связывающая мораль, право, политику именно с гетерономностью: законы – это то, что предписывается человеку, то, что требует подчинения. Но он понимает, что эта точка зрения небезосновательна. Она обусловлена тем, что противоположность гетерономии понимают как беззаконие. Беззаконие, безусловно, недопустимо, оно также – антипод совершенствования. Именно поэтому для понимания свободной воли требуется, как минимум, еще одна дефиниция, определя­ющая волю как добрую или злую.

Добрая воля отличается от злой тем, что неразрывно связана с ра­зумом, ответственностью и долгом. Только это делает ее действительно свободной. Злая воля «по определению» не может быть свободной, поскольку лишена этих характеристик. Свобода доброй воли есть добровольное разумное принятие долга, понижаемого как определяющее жизненное начало.

в). Человек свободен – значит не безрассудно волен, а способен пра­вильно выбирать. Свободен не вообще, а свободен для чего-то, а именно для разумного нравственного выбора.* Без свободы не может быть никакой морали, может быть только подчиненность и страх. Свобода – этический центр поступков человека, но именно поэтому она должна быть разумна и моральна.

Важнейшей функцией свободы является императивность, предписательность. Мораль подлинной свободы – рамочна и нормативна. В ней свобода предстает через априорность долга, также как чувственность – через априорность пространства и времени, а рассудок – через априорность кате­горий. Свободный человек должен следовать моральным императивам сво­бодной воли. Для Канта это равнозначно тому, что свободный человек – тот, кто добровольно им следует.

г). Кант выделяет три вида таких императивов. I. Гипотетический - императив умения и непосредственны предписаний («Заготовляй дрова с лета», «Храни деньги в банке» и т.п.). 2. Ассерторический – императив достижения счастья на основе благоразумия и расчетливости, то, что часто называют позицией «разумного эгоизма». 3. Категорический императив – трансцендентальное выражение доброй воли самой по себе. Последний является ключевым для морали и выражает «саму силу жизнелюбия», а не является навязанной нормой.