Немецкая классическая философия. Трансцендентальный идеализм Иммануила Канта. Особенности кантовского рационализма. Философия Абсолюта Йозефа Шеллинга. Объективный идеализм Фридриха Гегеля, страница 9

Кантовская философия – первая попытка теоретического самосознания разума. В этом качестве разум может быть предметом лишь философии, причем в ее особой критической форме. И наиболее важные идеи, на основе которых исследуется разум, берутся из него самого, а не из той или иной системы научного знания. К таким идеям у Канта относятся: идея априоризма – доопытного знания; идея трансцендентальности – внеопытного знания; идея трансцендентности – сверхопытного знания; идея феноменального и ноуменального знания – вещь сама по себе и явление; идея продуктивной способности воображения; идея о сложной структуре мыслительной способности человека, условно представленной тремя уровнями: чувствительностью, рассудком и разумом.

А). Чувственность и рассудок как уровни познавательной способности. Структура кантовской гносеологии формируется двумя работами: «Критика чистого разума» и «Пролегоменими ко всякой будущей метафизике, могущей появиться как наука». (Вторая является попыткой сжатого и обозримого изложения содержания первой).

б). Эта структура строится естественно и последовательно. Исходить нужно из самого очевидного. В самой мыслительной способности – это знание, выраженное в обоснованном суждении. Поэтому Кант обращается к сущности суждений и к традиционной логике. Он вводит новое различение суждений на аналитические и синтетические. Первые не дают приращения нового знания, а лишь перестраивают известную информацию («Сегодня на улице температура такая-то»). Вторые дают приращение нового знания («5+7=12»).

Эти-то суждения и имеют наиболее высокий познавательный статус. Они составляют основу чистой теоретической науки: чистого теоретического естествознания, чистой математики и чистой метафизики. Если мы поймем, как возможны такие суждения, то поймем, как возможны чистые теоретические науки. А, поняв это, мы сможем понять, как возможен чистый разум. Значит, через природу синтетических суждений мы придем к природе разума и сможем обозначить его возможности и границы.

в). Главным же в понимании природы синтетических суждений является понимание самой способности к образованию таких понятий, к их синтезированию. Эту способность Кант считает самой действительной силой познания и называет ее рассудком. Он определяет его так: «Рассудок есть способность самостоятельно производить представления».

Именно в этом смысле рассудок равен уму, и противостоит глупости. «Отсутствие способности суждения есть собственно то, что называют глупостью, и против этого нет лекарства. Тупой или ограниченный ум, которому недостает лишь надлежащей силы рассудка и собственных понятий, может обучением достигнуть даже учености. Но так как в таких случаях подобным людям недостает способности суждения… то нередко можно встретить весьма ученых мужей, которые, применяя свою науку, на каждом шагу обнаруживают этот непоправимый недостаток».

Если рассудок – способность самостоятельно производить представления, то чувственность и разум – не совсем самостоятельны, а соотнесены: первый – с опытом, а второй – с тем, что за его пределами. Поэтому они определяются через рассудок, имеют в нем для себя образец. Рассудок есть собственно мыслительная способность. Тогда чувственностьспособность созерцательная (недостаточно самостоятельная), а разумспособность умопостигающая (избыточно самостоятельная).

Все они вместе образуют сознающую способность человека. Рассудок – энергетическая база этой способности. Самые ее главные формы – формы знания, производятся рассудком. Поэтому он может мыслить в определенной независимости от чувственности и разума.

По Канту, это подтверждается тем, что рассудок наиболее важные свои познания создает сам, до непосредственного опыта. Это самостоятельность рассудка и есть собственно априорность (доопытность). Рассудок в этом качестве Кант называет трансцендентальным единством апперцепции (апперцепция – восприятие, обусловленное предыдущим опытом). Такое единство есть «объединение восприятий за границами опыта». Более всего данная способность рассудка проявляется в суждениях всеобщности («Все тела протяженны»). Наиболее важными типами всеобщностей, которыми оперирует рассудок, являются категории. Они есть априорные формы рассудка.