Немецкая классическая философия. Трансцендентальный идеализм Иммануила Канта. Особенности кантовского рационализма. Философия Абсолюта Йозефа Шеллинга. Объективный идеализм Фридриха Гегеля, страница 25

Поэтому нужно правильно понять главный «завет» Канта: подлинный теоретический разум – это разум практический. В этом же подлинное продолжение и идей Нового времени. Человечество вступает в царство разума, в нем все неразумное должно быть отброшено, и прежде всего должна быть преодолена неразумность человеческой жизни, должен быть выработан нравственный разум.

Нравственный разум – корень всякого разума, он действующий, а значит, действительный теоретический разум, и поэтому противостоит ограниченному теоретическому рассудку. Подлинный разум не связан с природой, а только со свободой. Верховным принципом философии является не бытие, а деятельность. И «вещи самой по себе» у Фихте противопоставляет  не ее отсутствие, а деятельность.*

Понимание мира должно быть связано не с тем, что мы представляем его как материю или дух, как природное или общественное, как рассудочное или чувственное. Это должно быть понимание реализации единого начала, подлинно самодостаточного и самокреативного, но не умаляющего свободы человека.

Важнейшая идея практической философии Канта – автономия воли – должна стать главным предметом философии. Акты теоретического разума необходимы не сами по себе, а как подтверждение безусловности автономной воли, как то, что сделает ее не произвольной, хаотичной, а действующей сообразно требованиям философской науки.

А) Сознание и самосознание как сущность деятельности. Из названных выше установок рождается идея абсолютного «Я», которую Фихте и разрабатывает в своем «Наукоучении». Здесь автономия воли заявляется как высшая ценность практическим разумом, и на основании этого исследуется и доказывается разумом теоретическим, что, в свою очередь, делает практический посыл полностью незыблемым.

а) Для практического разума очевидно, что автономия воли – безусловный атрибут свободы и полнее всего она проявляется в изначальном акте самосознания (свобода ® автономная воля ® самосознание). Вступить на путь наукоучения, как считает Фихте – значит самому произвести акт самосознания, породить свое собственное Я из глубин своей самости, породить свой дух (родиться в духе).

Философ убежден, что Я есть ровно настолько, насколько сознает себя. До акта самосознания Я было для себя ничем, а, значит, его и не было. Самосознание обеспечивает («обслуживает») самотождественность человека. Она обретается (завоевывается) собственным свободным действием, подлинным завершением которого может быть только самосознание. То, от чего никак нельзя отвлечься в нашем сознании (даже тогда, когда мы обращены к внешнему природному миру) – это и есть самосознание.

б) Теоретическое обоснование принципа самосознания строится в обратном направлении: сознание ® самосознание ® автономия воли ® свобода. Это происходит оттого, что теоретическое обоснование – ничто иное, как наука. Наука же – это систематическое сознание (максимально систематизированное сознание, высшая степень организации, на которую способно сознание).

Всякая систематичность исходит из единого принципа, основания. Все остальные положения науки приобретают достоверность лишь в системе и опираются на первопринцип. Он же самодостоверен. При этом, он – принцип сознания. А значит, должен быть таким, чтобы быть основой сознания, без которой оно было бы невозможно.

Т.е. превопринцип – не один из фактов сознания, а само сознание в его сущности. Это и есть самосознание. Его первичная формула, как полагает Фихте: «Я есмь Я». Начало и предмет философского наукоучения – это субъективный «субъект-объект». Поскольку он «субъективный», а не объективный, то он является не столько теоретическим, сколько практическим самосознанием.  Акт самосознание – не созерцание, а «дело-действие». Значит «Я есмь Я» – не суждение, а свободный акт, или верховное действие. В акте самосознания «Я» порождает себя и весь мир.