Немецкая классическая философия. Трансцендентальный идеализм Иммануила Канта. Особенности кантовского рационализма. Философия Абсолюта Йозефа Шеллинга. Объективный идеализм Фридриха Гегеля, страница 11

Свой коперниканский переворот в философии Кант как раз и связывал с идеей о том, что наше познание есть конструктивная деятельность на всех уровнях сознания и знания, вершиной которых является «схема-понятие». В определенном смысле мы можем сказать, что познаем то, что сами создаем. Наше знание определяется не только и не столько познаваемой субстанцией, сколько спецификой познающего начала, человеческой мыслительности. Познание есть конструкция, а не интуиция, и не отражение, хотя соотнесено с ним, как со своими границами. Человек сам конструирует мир, но не как самовольный индивид, а как разумный представитель рода.

Тайну этой конструктивной деятельности, уходящей в продуктивную способность воображения, Кант считает едва ли не разгадываемой и потому обладающей трансцендентальной природой. Эта трансцендентальная суть раскрывается в полной мере не рассудком, а разумом.

б). Моделью для анализа разума является рассудок. Он, будучи синтезом представлений, есть способность подводить многообразие под всеобщие правила, что делает возможным понятие. Разум – это способность мыслить идеями, т.е., по определению Канта, «категориями, расширенными до безусловного». Разум в отличие от рассудка оперирует не понятиями-суждениями, а понятиями-идеями. Это более глобальные, широкомасштабные целостности всеобщности. К ним могут быть отнесены: «мир», «бытие», «природа», «жизнь», «смерть», «начало», «причина» и т.п. Среди них выделяются самые предельные: Бог, бессмертие души и свобода воли, – которые Кант называет уже трансцендентными.

Для Канта рассудок, с его обычными понятиями, оказывается во многих отношениях более предпочтительной способностью, чем разум. Рассудок дает нам знания, которые мы принимаем обосновано, доказательно, но есть выражение правильности, а значит и надежности нашего ума. На его основе функционирует научное знание. Понятие рассудочного научно-опытного знания даны до непосредственного опыта, но не в готовом виде, они конструируются логически, теоретическими усилиями в соотнесении с опытом. Поэтому рассудок имеет характер укорененности, оправданности, обоснованности.

У разума судьба более трагичная. Обращаясь к таким понятиям как свобода, бессмертие души и Бог, он обрекает себя на безосновность. Идеи разума, в отличие от понятий рассудка, предшествуют опыту в совершенно готовом виде и даны человеку едва ли для него постижимым образом. Трансцендентальные идеи разума – это идеи о безусловном (без-условном). Именно они образуют предмет метафизики.

Кант говорит: «Под идеей я разумею, такое необходимое понятие разума, для которого в чувствах не может быть дан никакой адекватный предмет». Трансцендентальные идеи о безусловном разделяются на три типа: психологическая, космологическая, теологическая. Соответственно: человек, мир, идеал, или абсолютное единство мыслящего субъекта, абсолютное единство ряда условий и абсолютное единство всех предметов вообще.

Анализ этих идей приводит к выводу, что разум, действующий метафизически, приходит к неразрешимым противоречиям. Если он стремится вслед за рассудком быть конструирующей, как говорит Кант конструктивной, мыслительной деятельностью, обладающей той же степенью достоверности, если он претендует не только на безусловность, но и на безусловную правильность, т.е. собственно и претендует быть чистым теоретически разумом, то он оказывается несостоятелен.

Не понимая собственного истока и природы, разум стремится подражать рассудку, пытается научно теоретизировать идеями, а в результате оказывается перед двумя неразрешимыми трудностями: антиномиями «вещью самой по себе».

Антиномии - это неразрешимые противоречия чистого разума, выражающиеся в том, что наличными теоретическими и логическими средствами можно с равной степенью достоверности доказать такие глобальные и противопо­ложные утверждения как: 1.Мир имеет начало во времени и ограничен в пространстве. – Мир не имеет начала во времени и неограничен в простран­стве; 2.Всякая сложная субстанция состоит из простых частей. – Ни одна вещь не состоит из простых частей, и вообще в мире нет ничего простого; 3.Причинность по законам природы недостаточна для объяснения всех яв­лений. Существует свободная причинность. – Нет никакой свободы, все совершается в мире только по законам природы; 4.К миру принадлежит, безусловно, необходимая сущность как его причина. – Нет никакой абсолютно необходимой сущности, ни в мире, ни вне мира как его причины.