Немецкая классическая философия. Трансцендентальный идеализм Иммануила Канта. Особенности кантовского рационализма. Философия Абсолюта Йозефа Шеллинга. Объективный идеализм Фридриха Гегеля, страница 32

Совершенно не касается внутренней сферы человеческого «Я» право. Оно обращается только к внешним действиям человека, требуя от него лишь поступков, соответствующих закону, а не доброй воле. Поэтому правовая реальность менее всего покушается на свободу человека, она не задевает его «духовной конституции», а лишь создает внешние общепринятые правила для ее осуществления.

Индивидуум – категория не природная, а правовая, а значит, социальная. Человек как индивидуум – понятие рода. Условия, обеспечивающие наличие индивидуальности, и называются правами. Свобода правового индивида – это всегда свобода-право. И это не «естественное право», как полагал Руссо. В естественном состоянии, считает Фихте, никакая свобода не может быть реализована. Это совершенно особая свобода, в разгадывании сути которой и состоит мудрость человека. Это особый тип «отталкивания – притяжения»[14] в межчеловеческих отношениях, то, что Кант назвал «необщительной общительностью».

г) Право возникает только в обществе, в дообщественом, естественном состоянии никаких прав быть не может. Общество и право – неразделимы. Главными очевидностями правовой реальности являются: 1. государство как институт, обеспечивающий правопорядок и, тем самым, свободу граждан; 2. «республика ученых», имеющая целью воспитание человечества; 3. церковь как хранительница нравственности.

Не разделяя иллюзий Руссо относительно состояния «естественности» и «дикости», Фихте солидарен с ним относительно максималистских требований к государству. Главная функция государства – гарантия прав отдельной личности. Государство, не выполняющее эту основную функцию, подлежит уничтожению.

Один из представителей русской философской и социологической мысли – В. Чичерин писал по этому поводу: «Требуя абсолютной гарантии права, Фихте ищет невозможного, ибо окончательная гарантия зависит все-таки от человеческой воли, которая управляется началом свободы, а не физической необходимости. Поэтому государство никогда не может быть машиной, действующей по непреложным правилам и непогрешимо. Оно, несомненно, имеет целью обеспечение прав, но, во-первых, это не единственная его задача; во-вторых, эта цель достигается по мере возможности, и малейшее отклонение еще не влечет за собою уничтожение всего союза».[15]

Вывод. Можно сказать, что философия Фихте представляет собой крайнюю форму выражения возрожденческого культа человеческой личности. Точнее, это культ человечества и даже богочеловечества (или человекобожества). Последователь Фихте Герман Шварц говорил, что философ создал новый, но аксиологический завет, по которому осуществляется самосозидание духовной жизни человека. Отсюда максималистское понимание сути человека, его нравственных возможностей и правовых и государственных форм его жизни.

4. Теория «замкнутого торгового государства».

Максималистское требование к государству рождает у Фихте непримиримую критику всякого исторического государства, роднит его с духом Французской революции, ее требованиями полной гарантированной справедливости и пересмотром вопроса о собственности. Фихте убежден, что если даже права граждан соблюдены полностью, но они обладают неравной собственностью, то справедливость попрана. Что вкладывает философ в понятие о справедливости и ее попрании становится ясным из его трактата «Замкнутое торговое государство».

А) Свобода деятельности  как основа справедливости. Фихте говорит, что равенство людей должно быть не только юридически закрепленным, но и экономически выраженным, т.е. выступать в форме равенства собственности. В этом представлении Фихте удивительным образом соединяются банальная идея «уравниловки» и оригинальная и глубокая идея об особой природе того, что называется «предмет собственности».

а) Ни на шаг не отступая от духа своей философии, Фихте говорит, что предметом собственности является не объект, а деятельность. Первоначальная основа всякой собственности – это «определенная свободная деятельность»[16]. Человек обладает собственностью – значит, обладает возможностью осуществлять с тем или иным объектом ту или иную деятельность, им самим определяемую (осуществлять свое право собственности).