Немецкая классическая философия. Трансцендентальный идеализм Иммануила Канта. Особенности кантовского рационализма. Философия Абсолюта Йозефа Шеллинга. Объективный идеализм Фридриха Гегеля, страница 41

Для индивидуального сознания идея интеллектуальной интуиции связана с той способностью, которая реализуется, когда экстраполируем целое, воспринимая только часть. (Говорим, что видим дерево, видя лишь его верхушку, улавливаем смысл, читая «по диагонали» и т.п.). Это фактически процедура обобщения, только особым художественным образом осмысленная и осознанная.

Эта способность к особому роду осмысления говорит о том, что природа интеллектуальной интуиции намного глубже. Любое обобщение эмпирической данности предполагает правило, согласно которому оно проводится. В конечном счете, таким правилом является понятие. Но в основании эмпирической способности к обобщению и абстрагированию, лежит способность более высокого свойства. Это способность к понятию понятия. Это соединение созерцания и деятельности. Это собственно способность к трансценденции. Это деятельность по созерцанию, а не неподвижное усмотрение. И поэтому это не субъективное, а объективное сознание. В конце концов, это сознание Абсолюта.

Интеллектуальная интуиция – это форма созерцания абсолюта. Это своеобразная универсальная форма универсальной деятельности универсума. Деятельность по самосозерцанию Абсолютом своей наполнености. Деятельность, реализующаяся не как стемление, а как эстетическое созерцание и творение. Понятие Абсолюта становится подлинным центром философии тождества. Абсолют есть тождество объективного и субъективного. Он не природа, и не дух, а безразличие обоих.

Все ранее обозначенные задачи философии сходятся в задаче размышления об Абсолюте. В нем все обусловлено едино: идеальное есть непосредственно реальное, и наоборот, подлинно реальным является идеальное. Бесконечное единое включает в себя и превозмогает все противоположности, делая их «ниже себя».

Познание, которое улавливает безразличие противоположностей, есть разум, недосягаемый для рассудка. Такой разум подытоживает все свои действия по преодолению противоположностей. На нем основывается целокупная, неразложимая философия. Не может быть отдельных философий (философии истории, философии науки и др.). Есть лишь единая философия, в которой различаются степени приближения к Абсолюту.

О единстве Абсолюта Шеллинг говорит следующее. Индифферентность и неразложимость Абсолюта – не есть мертвенный покой, а позиция отказа от аналитического дифференцирования в пользу единства творчества, в котором только и может реализовываться самотождественность Абсолюта. Это точка возвышенного безразличия, из которой познание исходит, но в которой не пребывает. Абсолютное не есть абсолютизированное. Абсолют диалектичен. Он – чередование тождества и внутреннего разделения, индифферентности и дифференцированности. Тождество Абсолюта всегда реализуется в двойственности, а двойственность – в тождестве.

Кроме того, Абсолют есть переход бытия и небытия. Абсолют – «место перестройки», качественное преобразование в процессе творчества. Абсолют бесконечно реализуется в творческом действии, без которого он неудовлетворен в себе. Поэтому можно сказать, что Абсолют не вполне  абсолютен, совершенен, а значит, и не тоджественен Богу. Совершенство Абсолюта возникает из его собственного несовершенства. Но это означает, что наоборот, несовершенство возникает из совершенства.

Прежде всего это касается человека и его свободы. Где все завершено, деятельность человека с его сознательным полаганием целей и свободой уже не нужна. Сам он, если не излишен в мире, то уж точно не необходим. Только в одном качестве человек может оказаться необходим: в качестве художника, творца, гения. Поэтому идея Абсолюта совершенно определенно выражает особую внутреннюю достоверность, особую «манеру жизни». В нем сосредотачивается концентрируется переживание эмпатически окрашенного единства бесконечного мира (из чего собственно и рождается романтический взгляд на мир). Речь идет о духовной целостности художественного толка и об особой внутренней достоверности человека такой духовной целостности – творце и художнике.