Немецкая классическая философия. Трансцендентальный идеализм Иммануила Канта. Особенности кантовского рационализма. Философия Абсолюта Йозефа Шеллинга. Объективный идеализм Фридриха Гегеля, страница 44

Отпавший от Абсолюта и Бога человек ищет хотя бы внешнего единства и находит его в государстве. «Религия, публичная вера, жизнь в государстве – вот ось, вокруг которой все вращается, и именно сюда надо приложить рычаг, чтобы перевернуть косную человеческую массу». Но государство – это только власть, а значит физическая и эстетическая сила. Оно создает естественный, а не нравственный порядок.

Первой формой соответствующей задачам моральности является право, являющееся венцом государственного развития. Правовая организация определяет нормы и границы добра и зла. Но даже мораль не в состоянии восстановить единение человека с божеством, т.к. мораль не может быть искоренением зла, поскольку с ним будет искоренена и сама. Правом и моралью только открывается высший этап истории.

Сутью его является преодоление моральной точки зрения, выход за пределы противоположности добра и зла, который может быть обеспечен только умиротворяющей любовью, прежде всего любовью к Богу. Любовь делает зло беспредметным. Оно, не встречая сопротивления, уходит  в бесконечность и теряется в себе самом. Тогда станет возможным приход Бога, конец всемирной истории, наступление великой целостности и тождества в царстве Божьем.

Величественно-непостижимым фундаментом и фоном такого понимания истории являются необычные теософские идеи Шеллинга. Они образуют самую сложную и трудно систематизируемую часть его философии.

Теософская мистика органично возникает из шеллинговского понимания абсолютного тождества. Вольно или невольно здесь сталкиваются два противоположных представления о тождестве. Тождество может пониматься как метафизически-неподвижное, абсолютизированное и как становящееся, развивающееся, диалектическое. Абсолютное «Все» может быть понято и как «все вокруг», и как «конец, более ничего». Абсолютное тождество оказывается и предметом познания и принципом познания.

Зрелая философия абсолютного тождества утверждает, что Абсолют чужд распадению на какие бы то ни было противоположности, что в нем царит божественный покой, вечное ничем не возмутимое неподвижное единство.  Абсолютным законом бытия является закон тождества: «А=А».

В этом качестве совпадают Абсолют и Бог. «Отец всех вещей живет в вечном блаженстве, вне всякой борьбы, спокойный и недосягаемый в своем единстве как в недоступной крепости». Различие и обособление различных моментов имеют место вне Абсолюта. Сам же Абсолют прост, замкнут в себе и изъемлет себя из сопротивления и разъединенности.

Шеллинг любил сравнивать Абсолют с кругом, имеющим нулевой радиус. Периферия такого круга стянута в точку и непосредственно совпадает с центром. Все многообразие мира уже предначертано в Боге, все имплицитно содержится в его представлении. Необъяснимо лишь как имплицитное (внутреннее) содержание эксплицируется (выявляется, вынимается) в виде реального многообразия противоречивого мира? Как из целостного Абсолюта возникает разделенность мира? Как из совершенного существа может произойти нечто несовершенное, из бесконечного – ограниченное, из доброго и прекрасного – злое и безобразное? Как может что-либо, тем более целый мир, находится вне Абсолюта? Вообще, как из него может что-нибудь произойти, если он изначально самодостаточен и самодовлеющ?

На подобные вопросы, по мнению Шеллинга, не существует никакого рационального ответа. Это нельзя объяснить даже как деградацию мира, ибо это означало бы деградацию Бога, что абсурдно. Эволюционная модель – в любой ее направленности – не годится. Ее место занимает модель иррационального скачка, благодаря которому образуется весь мир, далее подчиняющийся правилам эволюции. «Никакого непрерывного перехода к действительности нет, происхождение чувственного мира мыслимо лишь как радикальное отпадение от Абсолюта посредством скачка».