Философия Нового времени. Начало формирования философского мышления Нового времени. Философия «здравого смысла»

Страницы работы

Содержание работы

Философия Нового времени

Признанным родоначальником философии и науки Нового времени является английский философ Френсис Бэкон (1561 - 1624). Его воззрения в основном сосредоточены на природе и ее многокачественности и многообразии. Они еще минимально, в сравнении с последующими философами, теоретизированы и математизирована, но полностью проникнуты пафосом практики, опытной испытующей деятельности человека. (Одна из важнейших работ Бэкона имеет выразительное название: «Афоризмы об истолковании природы или о царстве человека».)

Бэкон отрицает философию как схоластику и как созерцание скрытых сущностей. Он представляет ее как науку о реальном мире, основанную на опытном знании. В сопоставлении со схоластической мудростью наука определяется Бэконом не как «Предвосхищение ума», но как «Истолкование природы»; не как нахождение доказательств, а как искусство рассуждения; не как искусство рассуждения, которым побеждают и подчиняют себе противника, а как искусство рассуждения о реальном деле – деле покорения природы.

По его мнению, следует не предполагать красиво и правдоподобно, но знать твердо и очевидно. «Истинные сыны науки» понимают науку как «наготу духа». А «нагота духа», как некогда нагота тела, есть спутник невинности и простоты». Это выражено и в названии одного из его исследований: «Естественное и экспериментальное описание к основанию философии». Его излюбленной идеей (по не совсем ясным обстоятельствам не осуществленной) была идея проекта «Великого восстановления наук».

Бэкон считал, что наука служит жизни и практике и только в этом находит свое оправдание. Цель научного знания – в принесении пользы человеческому роду. Общая задача всех наук – увеличение власти человека над природой. Но это власть возможна только при глубоком знании природы и следовании ей. «Ибо человек, слуга и истолкователь природы, столько свершает и понимает, сколько охватил в порядке природы делом и размышлением: и свыше этого он не знает и не может. Никакие силы не могут разорвать или раздробить цепь причин; и природа побеждается только подчинением ей».

Наука не особая углубленная, созерцающая мудрость. Наука – практически значимое знание, обеспечивающее счастье и могущество человека. Бэкону принадлежит знаменитый афоризм: «Знание – сила!». Наука делится на теологию и философию. Первая – область веры, вторая – знания, объединяющего различные науки. Бэкон призывает: «Отдайте вере то, что принадлежит вере!» Но затем сосредоточьте свои силы на главном – на изучении природы, опирающемся на опыт и наблюдение.

«Величайшим препятствием на пути развития наук и работы над новыми задачами и в новых областях бесспорно оказывается отчаяние людей и допущение существования Невозможного. Даже разумные и твердые мужи совершенно отчаиваются, когда они размышляют о непонятностях природы, о краткости жизни, об обмане чувств, о слабости суждения, о трудности опытов и тому подобное. Поэтому-то они считают, что в мировом круговращении времен и веков у наук бывают некие приливы и отливы, ибо в одни времена науки росли и процветали, а в другие времена приходили в упадок и находились в небрежении; так что, достигнув известного уровня и состояния, науки лишены возможности совершить что-либо.

А если кто-нибудь верит или обещает большее, то его считают увлекающимся и незрелым душой, так как эти попытки, радостные вначале, становятся тягостными в дальнейшем и заканчиваются замешательством».

Но отчаяние может быть преодолено надеждой, нужно только «зорко наблюдать за тем, что сияет надеждой и с какой стороны она предстает». А затем, не теряя этого «сияния», выстраивать на его основе правильный метод.

И именно это начало «надо почерпнуть от Бога... создателя добра и отца Света». Не случайно пророчество Даниила: «Многие пройдут и многообразно будет знание». «Царство Божие не приходит заметно», а незаметно, в этом пути знания.

Классификация наук, связанных со знанием, исходит из особенностей органов чувств человека. Входящие через органы чувств образы предметов могут сохраняться душой разными способами. Собираться в памяти, подражать им воображением, или перерабатывать их в понятия рассудком. Подразделение наук связано с этими различными способностями человеческой души. На памяти основана история, на воображении – поэзия, на рассудке – философия. Философия различается на «теоретическую философию», направленную на изучение форм или законов природы и на «натуральную магию» - практическое опытное исследование многокачественной природы и материи.

Материя, по Бэкону, состоит из массы первичных элементов, обладающих различными качествами и энергетикой. (Потому это не атомы). Материя многокачественна и обладает различными формами движения, которые предстают как ее сущностные силы: стремление, напряжение, жизненный дух материи. Своеобразное «мучение материи». Маркс заметил, что у Бэкона «материя улыбается своим поэтическим чувственным блеском всему человеку». Не случайно среди 19 видов движения, названных Бэконом есть антипатия, возбуждение, влечение, наряду с перемещением, колебанием, инерцией и т. п.

Похожие материалы

Информация о работе